Это заявление демонстрирует совершенно новый поворот в контактах Москвы и Вашингтона по сирийскому кризису: ведь журналисты предполагали, что главы внешнеполитических ведомств сосредоточатся на результатах первых ударов, нанесенных российской авиацией по позициям террористов "Исламского государства". Об этом на встрече Лаврова и Керри тоже говорилось, но, как выясняется, обсуждая вопросы тактического взаимодействия оборонных и дипломатических ведомств, собеседники не упускали из виду конечную цель - всеобъемлющее политическое урегулирование в Сирии.
"Нам необходимо найти решение, чтобы не допустить эскалации конфликта, его усиления до неконтролируемых масштабов", - сформулировал конечную цель выдвинутых США инициатив Керри. В свою очередь, он подтвердил, что получил российские предложения, которые ему "необходимо обсудить в Вашингтоне". Впрочем, на данный момент руководители внешнеполитических ведомств признали: у них "нет путей решения некоторых критически важных вопросов". В чем заключались непреодолимые в настоящее время разногласия между Россией и США, и какие компромиссы Белый дом предложил Москве? Можно ли говорить о том, что корректировка позиций Вашингтона по Сирии носит необратимый характер и американцы больше не требуют немедленной отставки президента САР Башара Асада? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с доминировавшей на состоявшейся Генассамблее сирийской проблематикой. журналисты рассчитывали получить в ходе итоговой пресс-конференции Сергея Лаврова.
Глава МИД России уклонился от прямого перечисления тех разногласий, которые существуют между российской и американской позицией, предложив послушать выступления лидеров России и США на Генассамблее. Но еще раз повторил позицию Москвы - "мы верим в коллективные действия, в совместную работу государств, которая опирается на международное право", в то, что серьезные страны должны соблюдать интересы других и не нарушать данных обещаний.
"Было много примеров таких не выполненных обещаний со стороны США", - дипломатично напомнил Лавров.
По его мнению, "Обама и Путин полностью понимают друг друга", но по каким-то причинам это не всегда приводит к конкретным совместным действиям. Глава МИД РФ подтвердил, что обсуждал с госсекретарем "некоторые подробности того, как можно организовать взаимодействие российских военных и возглавляемой США коалиции в Сирии. "Очень скоро вы об этом узнаете", - создал интригу Лавров.
Журналистов интересовало планирует ли Россия расширять на Ирак свои авиаудары по группировке "ИГ". Глава МИД РФ объяснил - нет не планирует: "Нас иракское правительство не приглашало, а мы как известно, вежливые люди". Много вопросов прозвучало по поводу возможного ухода президента Сирии Башара Асада. Когда это произойдет - в начале или конце переходного периода?
"Для меня не серьезно звучат заявления, что "ИГ" можно разгромить только если уйдет Асад" , - резко отреагировал Лавров.
Он напомнил к чему привела ранее демонизация экс-президента Ирака Саддама Хусейна и экс-главы Ливии Муаммара Каддафи: "Разве после их смерти в Ираке или Ливии жить стало лучше?".
А заявление министра обороны США о том, что своими действиями в Сирии, российские власти подливают масла в огонь парировал: "мы знаем о многих пожарах, в которые добавил масла Пентагон".
Глава внешнеполитического ведомства России подтвердил, что Москва не рассматривает сирийскую свободную армию в качестве террористической группировки и рассчитывает, что она присоединится к политическому диалогу о будущем Сирии. И вновь повторил то, что неоднократно артикулировалось Россией: в Сирии целью ее военной операции является террористические группировки "ИГ" и ее союзники.
"Москва не поддерживает никого в борьбе со своим народом", - добавил Лавров.