02.10.2015 17:05
Кинократия

"Конец прекрасной эпохи": после смерти начинается история

Текст:  Алексей Литовченко
Молодого талантливого журналиста Андрея Лентулова увольняют из газеты. Забрав документы, он отправляется в рюмочную, где принимает спонтанное решение переехать из Ленинграда в Таллин и в итоге оказывается в Эстонской ССР образца 1969 года.
Читать на сайте RG.RU

3.0

Кадры из фильма "Конец прекрасной эпохи"

Эстонская ССР 1969-го - это почти Калифорния 1969-го. Здесь есть свои хиппи (их целых четверо или пятеро), здесь все следят за полетом американцев на Луну, а не за визитом Брежнева в Польшу, и есть даже свободная любовь с сильным прибалтийским акцентом. Разве что вместо Хантера Томпсона - Лентулов, а вместо запрещенных веществ - водка.

"Легенда" о лондонских братьях воскрешает золотые стандарты Скорсезе

Станислав Сергеевич Говорухин, режиссер "Конца прекрасной эпохи" (как красиво и многослойно звучит) неоднократно подчеркивал в интервью и на пресс-конференциях, что его новый фильм - не по Довлатову и не про Довлатова. Трудно спорить: от Сергея Донатовича в картине остался один скелет - несколько рассказов из "Компромисса", разбавленных кусками из "Соло на клавиатуре" и "Соло на IBM" да еще парой фрагментов и персонажей, выдернутых из разных произведений.

Факт, безусловно, печальный, учитывая, что творчество этого выдающегося русского писателя отечественные киноделы до сих пор ни разу не удостоили вниманием. Но, однако же, не фатальный и сам по себе не может считаться недостатком. В конце концов, это кино Говорухина, и ему виднее, что снимать, о ком, зачем и для кого.

"Воин": голливудский сценарий и русский рэп спасут Rodinoo

Другое дело, что кому-то ответы на эти вопросы могут показаться не столь очевидными. "Конец прекрасной эпохи" - это меланхоличная, светлая, ностальгическая и наивная драма о том, как тяжела и неказиста жизнь советского журналиста, поставленная небезвкусно, но и без каких-либо изысков.

Иван Колесников слоняется по улицам Таллина, пьет, выслушивает бредовые претензии главного редактора, пьет, пытается устроить личную жизнь свою и товарищей, опять пьет, едет в бессмысленную командировку, где много пьет и отдается плотским утехам с молоденькой коллегой. Все это он проделывает с неизменной отстраненно-саркастической улыбкой на лице.

Камера статично и по-телевизионному констатирует мелькание пьющих персонажей, их диалоги, благодаря литературной основе едкие и остроумные, но, увы, даже не пытается выхватить что-нибудь новое и интересное. Конечно, происходящее на экране, особенно то, что касается журналистики, - очень актуально. Но кого этим можно удивить? В России, как говорится, за двадцать лет меняется все, а за двести лет - сами знаете.

Что же касается всего остального - примерно то же самое можно наблюдать в тысяче других фильмов и сериалов о том, как тяжела и неказиста жизнь советского кого угодно. Теперь их тысяча - и один по мотивам "Компромисса" Довлатова.

Рецензии