Еще недавно, когда строительство в Москве потрясало мир своей доходностью, такого вопроса просто не существовало. Глава одной крупной компании Михаил Тарасов вспоминал в ходе "круглого стола" с инвесторами: "Когда был экономический драйв, любые площади - офисные, торговые и т. д. у нас брали с запасом. Мы строили тогда свою стратегию развития лет на 15 вперед. Сейчас другое время, но не надо его бояться. Просто следует перегруппироваться и иметь не только долгосрочную, но и краткосрочную стратегию".
Что такое "краткосрочная стратегия" с точки зрения бизнеса, объяснила представитель Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова: "Все хотят строить жилье". Московские власти, в последние годы усиленно пытавшиеся перенаправить частные инвестиции на нужды города: строительство социалки, реставрацию памятников истории и культуры и другие не такие доходные объекты, сегодня нередко идут навстречу компаниям, которые на своих площадках, скажем, вместо тех же офисов хотели бы построить жилой комплекс.
- Еще в октябре 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин распорядился пересматривать проекты по просьбе инвесторов. И часть их мы уже пересмотрели, в частности, на ЗИЛе, улице Складочной в пользу строительства именно жилья, а также увеличив возможную плотность застройки", - рассказал корреспонденту "РГ" председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев. - И это объяснимо: спрос на планировавшиеся там офисы упал на 50 процентов, зачем же инвесторов заставлять строить то, что не купят?
Идет город навстречу и во многих других вопросах. В частности, с переходом на выдачу разрешений на строительство в электронном виде максимально упрощено согласование всей градостроительной документации. Введены рассрочка платежей за аренду земли, налоговые льготы. Любые проблемы, возникающие в ходе строительства, решаются максимально быстро - каждую неделю по пятницам ими занимается специально созданный оперативный штаб. Все же новые проекты еженедельно рассматривает градостроительно-земельная комиссия под руководством мэра Москвы.
Главное же - город, несмотря на кризис, не уменьшил объем средств, выделенных на строительство, и не пересмотрел сроков возведения объектов за счет своего бюджета, а значит, все, что обещали построить - транспортную и инженерную инфраструктуру, метро, дороги - к площадкам инвесторов будет подведено вовремя. Поэтому не весь бизнес рвется заработать именно на "горячих пирожках", как называют строительство жилья сами инвесторы. Те, у кого есть земля, считают, что передышку в активном строительстве, которую они получили в связи с падением цен на нефть и падением рубля по отношению к валюте, следует сейчас использовать для разработки крупных проектов. К примеру, тех же офисных зданий, в которых можно разместить любое самое современное производство."Кризис кончится, и мы на этом еще заработаем", - уверены самые дальновидные. И даже имеющие по 2-3 га собственники небольших участков в промзонах, которых до сих пор власти никак не могли подвигнуть на их реновацию, вдруг пошли сами, без принуждения, за проектами рекультивации этих земель.
А пока Москва как ни в чем не бывало строит свои 9 млн кв м недвижимости - такое количество было введено в строй в 2014 году. И столько же будет введено и в 2015-м, и в 2017-м, уверен Константин Тимофеев: "Спад инвестиций произошел процентов на 20, но почувствует Москва его не раньше 2017 года - срок строительства объектов три года, а у нас был большой задел". Впрочем, спада может и не быть. Несмотря на все сложности и в политике, и в экономике, интерес зарубежных инвесторов в течение всей работы "Экспо реала" к московской экспозиции не утихал. Немцев интересовало, например, можно ли построить выставочный комплекс на ВДНХ - у них для этого есть и опыт, и деньги, турки примериваются к строительству в Москве очередного огромного торгового комплекса, понимая, что на таком гигантском рынке, какой представляет собой Москва, любой товар всегда найдет своего покупателя.