06.10.2015 00:41

Россияне стали чаще обращаться к специалистам по имиджу

Россияне заинтересовались услугами специалистов по имиджу
Текст:  Инна Зубарева
Российская Бизнес-газета - : №39 (1018)
ТВ-шоу про преображение из золушки в принцессу сделали свое дело. Россияне заинтересовались услугами специалистов по имиджу. Сегодня они пользуются спросом не только у состоятельных клиентов, но и у людей среднего класса. Хороший консультант зарабатывает от 100 тысяч рублей в месяц, у более успешных коллег с большой клиентской базой заработок достигает трех сотен тысяч рублей. Российский рынок имидж-консалтинга эксперты оценивают как один из самых перспективных в мире. В Европе это направление развивается куда медленнее.
Читать на сайте RG.RU

По данным Европейской академии имиджа, в последнее время происходит существенный рост посетителей ежедневных бесплатных обучающих мероприятий. Более 80% человек, проходящих обучение, нацелены на получение профессии, 20% учатся для себя.

"Нам, россиянам, не все равно, какое впечатление мы производим. Мы дорвались! У нас появился выбор одежды, у нас появились деньги, притом что вкус и навыки одеваться были утеряны за 70 лет советской власти еще на генном уровне. Отечественный имидж-консалтинг развивается в этой питательной среде огромными темпами. Индикатор - рост числа программ по имиджу на всех телеканалах за последние несколько лет", - говорит Андрей Попов, генеральный директор Европейской академии имиджа.

Эксперты: Имидж работника влияет на карьеру и зарплату

Свежее исследование Synovate Comcon показывает, что почти половине российских женщин и мужчин важно молодо выглядеть. Женщинам, правда, важнее. На протяжении последних пяти лет 60% женщин поддерживают это утверждение, процент мужчин согласных, что важно выглядеть молодо, колеблется на уровне 49%.

Вообще имидж-консалтинг зародился около 40 лет назад в США. В Великобритании эта профессия известна уже более 30 лет. В России профессиональному имидж-консалтингу 6-7 лет.

"Хороший специалист по имиджу - это профессионал не только в создании стиля в одежде, он также отлично разбирается в деловом, семейном этикете, литературе, искусстве, истории, - рассказывает Нина Фомичева, совладелец агентства Style la vita, ведущий стилист. - Он должен научить личность искусству нравиться людям, помочь создать достойную репутацию в деловых кругах. Часто люди боятся имидж-консультантов, особенно мужчины. Они думают, что весь их мир сейчас рухнет, им предложат надеть на себя "нечто невразумительное", а женщины боятся того, что выбросят половину их гардероба или что их перекрасят из блондинки в брюнетку и наоборот".

Стандартный набор услуг специалиста по имиджу - это создание некоего "гайда" по тому, как ты должен одеваться. Это базовые знания о том, какие цвета человеку подходят в одежде, какие фасоны наиболее выигрышно подчеркивают фигуру, а какие, наоборот, абсолютно не подходят. "Важно умение предлагать практичные советы, подбирать одежду, соответствующую бюджету и образу жизни клиента. Легко сказать: встань на каблуки - и от этого ты станешь стройнее и выше. Однако в формате мегаполиса, в котором женщина, особенно деловая, вынуждена носиться по встречам, спускаться в метро, этот совет едва ли будет актуален", - говорит Анастасия Каримова, создатель имидж-студии Madamedestyle.ru.

Специалист по имиджу может позволить себе вести очень интересный образ жизни. Это очень красивый и благодарный вид деятельности, где результаты видны почти сразу. Помимо традиционных консультаций и шопингов успешные консультанты по имиджу ведут тренинги для корпоративных клиентов, выступают на профильных мероприятиях и выезжают за границу (в последнее время, разумеется, реже, но тренд сохраняется).

Наталья Поклонская вновь поменяла имидж

По оценкам экспертов, сегодня на российском рынке происходят процессы фильтрации. Предложение превышает спрос, поэтому потребитель все более тщательно подходит к выбору имидж-консультанта. Существуют три основных направления внутри рынка: частные имидж-консультанты, школы стилистов, попутно оказывающие услуги клиентам, имидж-студии, фокусирующиеся на работе с индивидуальными и корпоративными клиентами. "Как правило, люди охотнее обращаются к третьей категории, ведь такие компании несут ответственность за своих сотрудников, имеют клиентское портфолио. Некоторые, пытаясь сэкономить, ищут фрилансеров, услуги которых дешевле. На рынке наблюдается демпинг, а потребитель не знает, как найти качественного специалиста: порядок цен может серьезно разниться", - говорит Ирина Максименко, руководитель имидж-студии "Высшая власть".

По словам Анастасии Каримовой, российский рынок имидж-специалистов по-прежнему находится на уровне ИП и малого бизнеса. Достойных и ярких игроков-компаний на рынке можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато очень много непрофессионалов, которые подрывают доверие со стороны клиентов. Рынок привлекает новых игроков низким порогом входа, практически нулевым, и высокой маржинальностью услуг. Сюда идут как "гламурные девочки", так и "агрессивные мальчики-продавцы" в желании быстро "сколотить первый капитал".

Разброс цен на услуги большой. Средняя стоимость услуги профессионала - около 15 тысяч рублей за 4-5-часовую консультацию по имиджу. Стоимость одного часа сортировки гардероба и шопинга в Москве у квалифицированного консультанта - от 4 тысяч рублей. День шопинга за рубежом - 800-1000 евро.

Андрей Колесников, генеральный директор презентационной компании PowerLexis из Санкт-Петербурга, рассказывает, что их консультанты для работы над гардеробом клиента часто отправляются за границу. Одежду можно покупать в России, но найти свою марку и линию одежды здесь непросто. Человеку стандартных параметров эффективней и дешевле создать гардероб за границей. Ставка специалиста за один день работы в командировке составляет 800-1000 евро, клиент также оплачивает командировочные расходы (дорога/гостиница). Порядок цифр за последние пару лет не изменился. Но, если учитывать курс валюты, услуги стали дороже.

"Сейчас имидж-консультант доступен каждому. Все дело в уровне профессионализма самого консультанта - это напрямую влияет на цену, - рассуждает Евгения Никитина, имиджмейкер-стилист mia-donna.ru. - Выпускники учебных заведений предлагают свои услуги от 1000 рублей в час. Иногда первую консультацию дают даже бесплатно".

По словам Марии Будущих, стилиста и ведущей авторских мастер-классов по имиджу, спрос на российском рынке имидж-услуг увеличивается. Появляются клиенты из регионов, которые не боятся консультаций по skype, если стилист находится за 2000 км.

Эксперт выделяет две очень востребованные услуги. Первая - это обновление гардероба, когда людям нужно просто купить вещи, показать, что с чем носить, они не хотят вникать и учиться, почему это подходит к этим брюкам, а это нет. Вторая категория услуг - для тех людей, которые хотят научиться одеваться самостоятельно.

По мнению Ирины Хлопковой, руководителя проекта Союза русских байеров, имиджмейкера и стилиста, ответственность при работе с клиентами среднего класса даже выше, чем при работе с успешными бизнесменами: "Ко мне могут обратиться за помощью достаточно успешные бизнесмены, с хорошим вкусом. И они знают, что я им сэкономлю самое дорогое - время, гардероб будет грамотно проработан "от А до Я". Человек, начинающий карьеру, имеет четкие цели, он настроен на карьерный и личностный рост. Профессиональный имиджмейкер помогает ему в этом, и это большая ответственность".

Моносалоны взялись за передел индустрии красоты

Говорить о качественном, сформированном рынке имидж-консалтинга в России пока рано. Наш рынок формирующийся со всеми сопутствующими проблемами. Это отсутствие признанных стандартов работы, большой разброс в ценовой политике и качестве услуг, отсутствие общепризнанных ассоциаций, непризнание профессии на государственном уровне - в реестре профессий такой еще нет, ну и главное - недостаточное понимание людьми сути услуги.

Стать имидж-консультантом и просто, и сложно одновременно. С одной стороны, на рынке огромное количество курсов по имиджмейкерству, многие из них недороги. С другой стороны, любые курсы дают только базовые знания. "В России пока нет всеобъемлющего образования в этой сфере. А имиджелогия - сложная дисциплина на стыке психологии, дизайна, культурологии, социологии и еще многих дисциплин. Много интересных трудов есть у российского исследователя этой темы Виктора Шепеля. Однако ни на одном из известных мне курсов не называют его имя", - говорит Анастасия Каримова.