06.10.2015 00:45
Авто

"КАМАЗ" откроет производство в Китае

Рынок коммерческих автомобилей оживят новые проекты
Текст:  Андрей Полухин
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №39 (1018)
На восстановление рынка грузовых автомобилей в ближайшее время рассчитывать не стоит. Сами производители активно ищут выход из кризиса. Некоторые даже готовы рискнуть, начав новые проекты.
Читать на сайте RG.RU

Производство грузовых автомобилей за первые восемь месяцев 2015-го снизилось в стране на 22,4% относительно показателя годичной давности. Особенно провальным, по данным Росстата, стал август. Из-за двухнедельного корпоративного отпуска на "КАМАЗе" совокупный объем выпуска техники оказался почти на треть ниже.

Для КамАЗа разработали фитнес-кабину

Столь тревожная статистика объясняется данными по продажам - их падение еще сильнее. По сведениям аналитического агентства "АВТОСТАТ", в августе в России приобрели на 40,5% меньше грузовиков, чем годом ранее, а за весь прошедший период - на 45,4. Падает реализация даже у признанных лидеров сегмента - "КАМАЗ" за 8 месяцев потерял 42,1% продаж, "Группа ГАЗ" - 23,4. "Ситуация на рынке тяжелых грузовиков очень четко коррелируется с инвестиционным спросом. Пока, к сожалению, мы фиксируем здесь отрицательную динамику", - пояснил "РГБ" аналитик "ВТБ-Капитал" Владимир Беспалов.

Сегмент грузовых автомобилей традиционно более чувствителен к спадам в экономике по сравнению с легковыми авто, отмечает руководитель автомобильной практики EY в СНГ Андрей Томышев.

В том же духе на недавнем форуме "Автоэволюция" высказался гендиректор Volvo Group в России Питер Андерссон. "Индустрия коммерческого транспорта первой чувствует, что происходит с рынком. Но кризисы возникают, а затем заканчиваются", - заявил топ-менеджер. И проиллюстрировал собственные слова решением возобновить в октябре 2015 года производство на калужском заводе концерна. Конвейер, с которого должны сходить тяжелые грузовики Volvo и Renault, из-за снижения спроса простаивал с февраля.

Другими словами, у экспертов пока нет оснований говорить о скором восстановлении рынка, но сами производители время от времени дают неожиданные поводы для оптимизма. Так, Ford в скором времени начнет делать грузовики на калининградском заводе "Автотор", где уже налажена сборка коммерческой техники под брендами Hyundai и Tata Daewoo. Сейчас на предприятии идет подготовка к выпуску четырех наиболее востребованных моделей Ford Trucks - тягачей, дорожных и строительных грузовиков. Как сообщили "РГБ" на "Автоторе", фактическое производство будет определяться состоянием рынка и влияющими на него валютными и инфляционными процессами. В целом мощности позволяют выпускать до 15 тысяч единиц коммерческой техники в год.

Речь идет не о крупноузловой сборке, а о методе CKD c изготовлением рамы.

- На каждый автомобиль приходится более 4000 комплектующих, поступающих с турецкого завода Ford Otosan и его поставщиков. Такая технология предусматривает высокий процент локализации, - пояснила PR-директор "Автотор Холдинг" Олеся Казарина. - Кроме того, все автомобили оборудуются надстройками российского производства.

Китайская компания Hawtai въедет в Россию на КАМАЗе

В то же время российские представители сегмента ищут возможности расширить экспорт, за счет которого можно загрузить производство и укрепить финансовое положение. Так, автозавод "Урал" "Группы ГАЗ" в сентябре обнародовал планы расширения поставок грузовиков в 2016 году: число стран - импортеров техники вырастет с 12 до 20 за счет Ближневосточного макрорегиона.

Тем временем "КАМАЗ" намерен освоить бескрайний китайский рынок. Для выполнения этой задачи компания затеяла уникальный проект, заключив соглашение с корпорацией Hawtai Motor Group, занимающейся выпуском легковушек. Стороны договорились о том, что российские грузовики поставят на конвейер совместного предприятия, созданного в Поднебесной, а выпуск китайских кроссоверов наладят на свободных мощностях завода в Набережных Челнах. Продажам автомобилей поспособствуют возможности действующих торговых сетей брендов.

"Соглашение направлено на поддержку долгосрочной стратегии по диверсификации продаж и освоению новых быстрорастущих рынков, - отметил гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин. - Наша цель - достичь здесь продаж 50 тысяч автомобилей в год". Для сравнения: в 2015 году компания планирует продать в общей сложности 28-29 тысяч грузовиков.

Впрочем, насколько успешными будут эти проекты на фоне кризисных явлений на рынке, эксперты судить пока не берутся.

Легковые авто