05.10.2015 21:20
Общество

На конкурсе "Учитель года" преподаватели подискутировали с Ливановым

В финал Всероссийского конкурса "Учитель года-2015" прошли пять учителей
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №224 (6795)
В Госдуме прошел заключительный этап конкурса "Учитель года-2015" - Круглый стол образовательных политиков. В нем приняла участие пятерка финалистов.
Читать на сайте RG.RU

Это Мария Ахапкина из Московской области, Алла Волкова из Липецкой области, Олег Катренко из Санкт-Петербурга, Сергей Кочережко из Самарской области и Ольга Рычкова из Кировской области. Что интересно, среди финалистов два учителя истории и обществознания, физик, математик, преподаватель английского. И ни одного учителя русского языка и литературы.

Дискуссия считается одним из самых трудных заданий. Учителя за одним столом с министром образования и науки Дмитрием Ливановым должны высказываться по спорным вопросам образования и отстаивать свою точку зрения.

Какие рамки и регламенты нужны учителю? Нужны ли единые учебники? Чего нельзя делать в патриотическом воспитании? Эти вопросы обсуждались на "круглом столе".

Имя лучшего российского учителя назовут в Кремле

К финалистам обратился председатель Госдумы Сергей Нарышкин. По его мнению, работу учителя нельзя чрезмерно регламентировать, преподавание связано с творчеством, умением нестандартно думать. Особенно это касается такого предмета как литература.

- В обществе, состоящем из неначитанных и не умеющих думать людей, легче провоцировать конфликты, им легче манипулировать, - отметил Нарышкин.

Педагоги единодушны: рамки - общественный договор, хотя иногда учитель берет на себя гораздо большую ответственность, чем требуют от него регламенты.

- Даже если бы не было программ, я бы все равно сделала так, чтобы мои ученики хорошо сдали ЕГЭ и знали тот материал, который от них требуется. А может, даже и больше, - высказала свое мнение учитель математики из поселка Кобра Кировской области Ольга Рычкова.

Олег Катренко из Санкт-Петербурга напомнил, что иногда учителя понимают свою творческую свободу шире принятых этических норм:

- Каждый из нас все-таки не фрилансер, а человек команды. Нарушать правила нельзя. Недавно в одном из прибалтийских государств учительница дала на уроке для анализа текст с бранными словами. Так она понимает свою творческую свободу. Рамки и регламенты должны быть.

- Что касается профессиональной деятельности, очень опасно ее излишне регламентировать, мешая работе, - считает министр Дмитрий Ливанов.

Могут ли родители вмешиваться в учебный процесс? "В обсуждение программ, заданий ЕГЭ родители вмешиваться не должны", - полагает историк из гимназии N 56 Санкт-Петербурга Олег Катренко.

По единым учебникам у всех педагогов, как оказалось, есть особое мнение.

- Невозможно сделать единый и единственный учебник. Рад, что движение идет в сторону единых, но не единственных учебников. Во мне постоянно борются два учителя. Первый говорит: "Хорошо, что есть один учебник - легче готовиться к ЕГЭ". А второй возражает: "Для того чтобы научить ученика думать и рассуждать, надо давать разные точки зрения, нужны разные учебники, - считает Сергей Кочережко из Самары. - Когда я только пришел в школу, написал свою программу для 5-го класса. Принес завучу. Она говорит: "Не подходит!" Теперь я пишу в журнал ту рабочую программу, которую надо, а преподаю уже четыре года по своей.

На конкурсе "Учитель года" вручат спецприз "За настойчивость"

Учитель английского языка из Пущино Мария Ахапкина уверена, что для истории важна единая концепция, "а для иностранного языка, наоборот, чем больше источников, тем лучше".

- Я преподаю математику. Это предмет, который потом позволит кому-то сделать открытие. Чтобы это открытие было, ученик должен знать разные источники информации. Он должен подумать: а что если я сделаю все наоборот? - вступила в разговор Ольга Рычкова.

Дискуссия показала: школа завалена указаниями из разных ведомств провести то или иное мероприятие. Причем большая часть бумаг приходит тогда, когда все школьные планы уже утверждены. От такой несогласованности страдают и учителя, и ученики. "Воспитание не сводится к проведению мероприятий. Воспитывать можно личным примером", "Нельзя воспитывать на плохих примерах, говорить ученикам: наша страна лучшая, а вот та плохая", - высказывались учителя.

После дискуссий я спросила сидящую рядом маму, члена родительского жюри: к кому бы из этих учителей она отвела своего ребенка? Мама ответила: "Ко всем! Только не знаю, как быть с историей. Историков-то двое. Может, преподавали бы каждый по полгода?"

Блиц-опрос

Когда вы ставите ребенку два?

Сергей Кочережко, учитель истории и обществознания, Самара, гимназия N 1: Школа - это труд для ребенка. Могу поставить "два" только тогда, когда ребенок принципиально отказывается трудиться.

У вас есть любимчики?

Сергей Кочережко: Как учитель не могу к кому-то относиться лучше, чем к другим, так как это восстановит против него общественное мнение.

Учителем года стала преподаватель биологии из Татарстана

Самый трудный вопрос, который вам задали ученики?

Сергей Кочережко: Это было на школьной практике. Меня спросили третьеклассники: "Кто такой Бог?" Я ответил: "Не знаю, но обещаю подумать".

Можете ли вы хотя бы неделю вести свой предмет без учебников, программ и методичек?

Сергей Кочережко: Я стараюсь это делать весь год.

Если бы вы были министром, что бы сделали в первую очередь?

Сергей Кочережко: Устроил бы глобальное общественное обсуждение того, что сейчас происходит в образовании и какие проблемы есть у учителей.

Образование Минобрнауки Госдума