Это Мария Ахапкина из Московской области, Алла Волкова из Липецкой области, Олег Катренко из Санкт-Петербурга, Сергей Кочережко из Самарской области и Ольга Рычкова из Кировской области. Что интересно, среди финалистов два учителя истории и обществознания, физик, математик, преподаватель английского. И ни одного учителя русского языка и литературы.
Дискуссия считается одним из самых трудных заданий. Учителя за одним столом с министром образования и науки Дмитрием Ливановым должны высказываться по спорным вопросам образования и отстаивать свою точку зрения.
Какие рамки и регламенты нужны учителю? Нужны ли единые учебники? Чего нельзя делать в патриотическом воспитании? Эти вопросы обсуждались на "круглом столе".
К финалистам обратился председатель Госдумы Сергей Нарышкин. По его мнению, работу учителя нельзя чрезмерно регламентировать, преподавание связано с творчеством, умением нестандартно думать. Особенно это касается такого предмета как литература.
- В обществе, состоящем из неначитанных и не умеющих думать людей, легче провоцировать конфликты, им легче манипулировать, - отметил Нарышкин.
Педагоги единодушны: рамки - общественный договор, хотя иногда учитель берет на себя гораздо большую ответственность, чем требуют от него регламенты.
- Даже если бы не было программ, я бы все равно сделала так, чтобы мои ученики хорошо сдали ЕГЭ и знали тот материал, который от них требуется. А может, даже и больше, - высказала свое мнение учитель математики из поселка Кобра Кировской области Ольга Рычкова.
Олег Катренко из Санкт-Петербурга напомнил, что иногда учителя понимают свою творческую свободу шире принятых этических норм:
- Каждый из нас все-таки не фрилансер, а человек команды. Нарушать правила нельзя. Недавно в одном из прибалтийских государств учительница дала на уроке для анализа текст с бранными словами. Так она понимает свою творческую свободу. Рамки и регламенты должны быть.
- Что касается профессиональной деятельности, очень опасно ее излишне регламентировать, мешая работе, - считает министр Дмитрий Ливанов.
Могут ли родители вмешиваться в учебный процесс? "В обсуждение программ, заданий ЕГЭ родители вмешиваться не должны", - полагает историк из гимназии N 56 Санкт-Петербурга Олег Катренко.
По единым учебникам у всех педагогов, как оказалось, есть особое мнение.
- Невозможно сделать единый и единственный учебник. Рад, что движение идет в сторону единых, но не единственных учебников. Во мне постоянно борются два учителя. Первый говорит: "Хорошо, что есть один учебник - легче готовиться к ЕГЭ". А второй возражает: "Для того чтобы научить ученика думать и рассуждать, надо давать разные точки зрения, нужны разные учебники, - считает Сергей Кочережко из Самары. - Когда я только пришел в школу, написал свою программу для 5-го класса. Принес завучу. Она говорит: "Не подходит!" Теперь я пишу в журнал ту рабочую программу, которую надо, а преподаю уже четыре года по своей.
Учитель английского языка из Пущино Мария Ахапкина уверена, что для истории важна единая концепция, "а для иностранного языка, наоборот, чем больше источников, тем лучше".
- Я преподаю математику. Это предмет, который потом позволит кому-то сделать открытие. Чтобы это открытие было, ученик должен знать разные источники информации. Он должен подумать: а что если я сделаю все наоборот? - вступила в разговор Ольга Рычкова.
Дискуссия показала: школа завалена указаниями из разных ведомств провести то или иное мероприятие. Причем большая часть бумаг приходит тогда, когда все школьные планы уже утверждены. От такой несогласованности страдают и учителя, и ученики. "Воспитание не сводится к проведению мероприятий. Воспитывать можно личным примером", "Нельзя воспитывать на плохих примерах, говорить ученикам: наша страна лучшая, а вот та плохая", - высказывались учителя.
После дискуссий я спросила сидящую рядом маму, члена родительского жюри: к кому бы из этих учителей она отвела своего ребенка? Мама ответила: "Ко всем! Только не знаю, как быть с историей. Историков-то двое. Может, преподавали бы каждый по полгода?"
Когда вы ставите ребенку два?
Сергей Кочережко, учитель истории и обществознания, Самара, гимназия N 1: Школа - это труд для ребенка. Могу поставить "два" только тогда, когда ребенок принципиально отказывается трудиться.
У вас есть любимчики?
Сергей Кочережко: Как учитель не могу к кому-то относиться лучше, чем к другим, так как это восстановит против него общественное мнение.
Самый трудный вопрос, который вам задали ученики?
Сергей Кочережко: Это было на школьной практике. Меня спросили третьеклассники: "Кто такой Бог?" Я ответил: "Не знаю, но обещаю подумать".
Можете ли вы хотя бы неделю вести свой предмет без учебников, программ и методичек?
Сергей Кочережко: Я стараюсь это делать весь год.
Если бы вы были министром, что бы сделали в первую очередь?
Сергей Кочережко: Устроил бы глобальное общественное обсуждение того, что сейчас происходит в образовании и какие проблемы есть у учителей.