07.10.2015 21:02
Культура

Новый сезон в театре на Таганке открылся проектом "Репетиция"

В легендарном театре открыли сезон репетициями двух "Драконов" и "Вия"
Текст:  Зоя Апостольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №226 (6797)
Под бой барабанов в студии на Поварской, 20 по сцене кружат три казака в средневековых юбках. Гоголевского "Вия" режиссер Александр Баркар совместил с макбетовскиии ведьмами и включил тексты из "Панночки" Нины Садур.
Читать на сайте RG.RU
Вахтанговский театр открыл новый сезон на Новой сцене

В крутой замес режиссер добавил песни Алексея Литвинова ("Вени Дыркина") - предполагается, что спектакль будет близок к рок-опере. Так что на сцене: акустическая гитара, барабанная установка, контрабас и колокольчик - они и музыкальные инструменты, и декорации, и реквизит.

После представления - обсуждение. Открытое - для зрителей и закрытое - для экспертов. Первые высказывают свое мнение, но права голоса не имеют (их оценки важны, но в театре ни в коем случае не планируют работать просто в угоду публике). Вторые решают - достоин такой спектакль репертуара или нет.

Так выглядит проект "Репетиция", которым в театре на Таганке открылся новый сезон. Это творческая лаборатория, из которой вырастет репертуар Малой сцены. Проект долгоиграющий, рассчитан на весь год.

Каждый месяц четыре режиссера получают возможность отрепетировать эскиз своего спектакля с актерами труппы. Это не просто читка пьесы и не маленький отрывок будущего спектакля. Это примерно часовое действие.

Декорации, костюмы и музыка на этом этапе не важны, да и текст можно читать по бумажке. Хотя, в основном актеры успевают за неделю выучить его наизусть. Части труппы такой эксперимент - в радость, части - нет. Многие опасаются, что это такой своеобразный экзамен для них, актеров. Но директор Ирина Апексимова настаивает - это испытание для режиссеров. Это не постановщики выбирают труппу, это труппа ищет постановщиков. Причем это не открытый режиссерский кастинг, случайных людей здесь.

Приглашение получают те, кого в театре любят, знают и считают талантливыми. Обязательно молодые, но уже отличившиеся.

"Мы стараемся отбирать режиссеров, у которых есть уже опыт, - рассказала "РГ" Ирина Апексимова. - Мы стараемся, чтобы это не были совсем дети, которые только закончили вуз. Чтобы войти в репертуарный театр, где тебя по большому счету не очень ждут и не очень принимают, надо иметь закалку. Таким образом, мы отбирали, смотрели, где эти режиссеры ставили, что и каков результат"...

МАМТ объявил планы на новый сезон

В первой "Репетиции" приняли участие Семен Серзин с "Землей Эльзы" Ярославы Пулинович, Глеб Черепанов с "Драконом" Евгения Шварца, Валерия Суркова с "Золотым драконом" Роланда Шиммельпфенинга и Александр Баркар с "Вием".

На этот эксперимент Ирина Апексимова пошла, потому что не хотела приглашать именитых режиссеров. Считает, что это привлекло бы публику, но не дало театру продолжать создавать свое лицо.

Поэтому она сделала ставку на труппу и начала поиск молодых и ярких режиссеров. Для них "Репетиция" - это и возможность выиграть и поставить свой спектакль на культовой сцене, и познакомиться поближе с потенциальным зрителем.

В ближайшие дни экспертный совет вынесет вердикт и победители приступят к репетициям не эскизов, а самих спектаклей.

При удачном раскладе премьеры состоятся уже в этом сезоне.

Кстати

Новая сессия "Репетиций" состоится в следующем месяце - с 5 по 8 ноября своими представлениями о том, каким быть репертуару Малой сцены, поделятся Вера Попова ("Натан Мудрый" Г.-Э. Лессинга), Олег Галицкий ("Трилогия до диез минор" по повестям "Гранатовый браслет" А Куприна, "Ася" И. Тургенева, "Митина любовь" И. Бунина), Вячеслав Тыщук ("Петербург" А. Белого), Анна Потапова ("Кориолан" У. Шекспира). А в конце декабря на сцене пройдут "репетиции" Андреаса Мерц-Райкова ("Мать" Б. Брехта), Елизаветы Бондарь ("Гробница малыша Тутанхамона", Э. Дюфо), Павла Артемьева ("Флейта-позвоночник", В. Маяковский) и Михаила Егорова ("Русалка" А. Пушкина).

Драматический театр