Это тревожное заявление Вальс сделал по следам безобразной сцены, когда на днях было сорвано заседание администрации "Эр Франс" и профсоюзных представителей, а двое топ-менеджеров, в том числе начальник отдела кадров, подверглись нападению. Заметим, что социальный конфликт достиг точки кипения после того, как дирекция компании объявила о планах сокращения 2900 рабочих мест. Насколько серьезно положение "Эр Франс"? На протяжении последних лет она сталкивается на европейском рынке авиаперевозок с конкуренцией бюджетных "лоукостеров", таких как "Райан Эр" и "ИзиДжет", а на дальних маршрутах ее поджимают быстро набирающие темп авиакомпании стран Персидского залива. Долг "Эр Франс" составляет 4,5 миллиарда евро, и, чтобы оставаться на плаву, ей следует, как считают эксперты, в ближайшие два года сэкономить миллиард евро, а также добиться прибыли в три четверти этой суммы.
Собственно, план, который согласован с властями, как раз на это и нацелен. Правда, одним из главных камней преткновения стала позиция летчиков компании. Они приняли в штыки намерение администрации интенсифицировать их труд. Дирекция настаивает на увеличении часов работы примерно на 15-17 процентов, сокращении ежемесячных дней отдыха с 13 до 11, и все это при прежнем уровне зарплаты. Она, отметим, у них немаленькая: у первого пилота - в районе 200 тысяч евро в год, у второго - примерно 110-120 тысяч. Наверное, поэтому Манюэль Вальс призвал пилотов пойти на некоторые уступки и достичь компромисса с администрацией компании. "В противном случае расплачиваться за кризис придется всем сотрудникам", - заявил он.
В 2012 году была признана банкротом испанская авиакомпания Cirrus Airlines. Перевозчик давал работу двум тысячам человек и перевозил еженедельно почти 200 тысяч пассажиров.
В том же 2012 году была объявлена банкротом испанская авиакомпания Spanair. При отсутствии достаточного финансирования владельцы сочли разумным прекратить операционную деятельность и начать внедрение соответствующих правовых протоколов.
В Италии в 2012 году разорился крупнейший малобюджетный авиаперевозчик Wind Jet. Компания выполняла рейсы по 17 направлениям, в том числе в Россию. Банкротство фирмы затронуло около 300 тысяч пассажиров, выкупивших билеты на различные авиарейсы. Для выполнения полетной программы Wind Jet итальянское правительство назначило временного авиаперевозчика.
В 2009 году обанкротилась австрийско-словацкая авиакомпания Sky Europe, совершавшая полеты в пределах континентальной Европы. Ее деятельность была свернута после безуспешных попыток справиться с реструктуризацией долга.
В 2008 году банкротство объявляла итальянская авиакомпания Alitalia. В этой связи правительство дало согласие на продажу перевозчика консорциуму итальянских инвесторов. Крупные банки обеспечили экономическое оздоровление предприятия.
Подготовил Александр Саможнев