Прогремевшее на всю страну ЧП в Миассе, где подросток с ножом в руках набросился на собственных родителей, заставило многих по другому взглянуть на подрастающее поколение, "счастливое детство" которого неразрывно связано с компьютером, а характер и поведение формируется виртуальной средой.
До результатов судебно-психиатрической экспертизы никто не берется сказать, что подтолкнуло 15-летнего ребенка нанести 27 ножевых ранений родной матери и еще пять чудом выжившему отцу. Важно, что семья считалась обеспеченной, благополучной - одной из тех, где о ребенке неусыпно заботились, и ничто не предвещало беды. "От этого становится еще страшнее, - волнуются на форумах обыватели. - Неизвестно, что сейчас происходит в головах у наших детей, и эта неизвестность пугает".
Следователи буквально по минутам восстановили картину событий, однако вопросов от этого меньше не становится.
Известно, что вечером 4 октября мать 15-летнего подростка вернулась домой от родственников. Сын находился на кухне и рассеянно ел арбуз. Но когда женщина поинтересовалась, сделал ли он уроки, мальчик молча взял со стола нож, направился к "внешнему раздражителю" и начал методично наносить удары, оказавшиеся смертельными. После этого, как ни в чем не бывало, замыл следы крови на полу и стал ждать возвращения отца, чтобы всадить ему нож в спину.
45-летнему мужчине чудом удалось избежать смерти - после полученных ранений он сумел оттолкнуть ребенка и доползти до дома соседа, вызвавшего "скорую" и полицию. По словам отца, поначалу он удивился, что сын встречает его на крыльце - такого с ним никогда не было. Но даже предположить возможность нападения никак не мог.
- На допросах задержанный ведет себя очень спокойно, - опроверг версию об убийстве в состоянии аффекта руководитель следственного отдела СК по городу Миасс Анатолий Селиверстов. - Он детально воспроизвел все свои действия и рассказал, что об убийстве родителей думал давно - с тех пор, как они стали посягать на его свободу, в том числе ограничивать общение с компьютером.
- Поговорившие с ребенком психологи уверены, что у него сформировалась игровая зависимость, - отмечает региональный уполномоченный по правам ребенка Маргарита Павлова. - Мальчик видит и слышит словно "через вату", испытывает состояние оглушенности, острого стрессового расстройства. Он мог утратить связь с реальностью и уже не осознавать, что он делает что-то уже не в игре. Ребенок играл в так называемые "тяжелые" игры, в которых стреляют, убивают, и мог провести за компьютером от пяти до семи часов в день. Этого достаточно, чтобы оказать воздействие на детскую психику.
Соседские мальчишки тоже считают, что у школьника просто "крышу снесло" от компьютера. Со слов подростков, он не был "злодеем", не мучил животных, не обижал младших. Это был обычный мальчишка, и семья была благополучной во всех смыслах.
- Подросткам свойственна эмоциональная незрелость и двойственность в поведении: они уже не чувствуют себя детьми, но еще и не стали взрослыми. Из-за этого вчерашние дети бывают категоричны в своих поступках и редко думают об их последствиях, - считает заведующая консультативно-диагностическим психотерапевтическим отделением ЧДКБ№1 №1 Марина Патова. - Думаю, агрессию вызвало не столько увлечение подростка жестокими играми, сколько его индивидуальные психические особенности и ситуация в семье. У компьютерных игр есть и другая сторона: они дают человеку возможность отработать, избыть свою естественную природную агрессивность социально приемлемым способом.
В школе рассказали, что до шестого класса подросток учился только на "отлично", любил историю и даже участвовал во Всероссийских школьных олимпиадах. В последние два года, правда, немного сдал и особенно ничем не выделялся. Но у подростков это бывает - переходный возраст.
После расширенного заседания педсовета, состоявшегося в Миассе с участием представителей СК, аппарата уполномоченного по правам ребенка, управления образования, врачей и психологов, губернатор Борис Дубровский поручил ввести в школьную программу обязательные уроки медиабезобасности, на которых будут преподаваться правила поведения в современной информационной среде. Эти уроки на постоянной основе начнут проводиться с ноября, как минимум, один раз в месяц.
Отклонения в развитии, по мнению главного психиатра Минздрава РФ Зураба Кекелидзе, имеют сегодня до 80 процентов школьников. Естественно, их лучше выявлять на ранних стадиях, когда любая болезнь лучше поддается лечению…
Комментарии
Борис Дубровский, губернатор Челябинской области:
- Наша задача, предложить учителям некие рекомендации, чтобы помочь определить "скрытые угрозы". Речь идет о тех тревожных признаках в поведении ребенка, заметив которые педагог должен переговорить с родителями, посоветовать обратиться к психологу. Главное при этом не впасть в "охоту на ведьм", взаимодействовать с семьями нужно очень деликатно. Но могу сказать главное - в школе ребенок должен, прежде всего, получать образование, а воспитывается он в семье. Быть родителями - огромная ответственность
Ольга Гольдфарб, доцент кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ, кандидат психологических наук :
- Думаю, корни проблемы нужно искать в нашем обществе… Если раньше, начиная с детского сада, нам год за годом объясняли, что такое хорошо и что такое плохо, то сейчас вопросы морали решаются многозначно. Нет четкого табу. Все что запрещено, дети без труда находят в интернете. А родители в условиях нестабильности сами находятся в состоянии постоянного информационного стресса. Многие, конечно, еще помнят полученные в детстве моральные установки, но в современном мире они скорее мешают. Поэтому донести их до детей стараются больше в теории, чем на собственном примере.
Проблема в том, что сегодняшние родители выросли в эпоху ломки государственного мировоззрения и системы образования, когда всем в стране вдруг стало "не до детей". Теперь эти дети сами стали родителями. Они не умеют растить - могут только рожать, покупать свои чадам дорогие электронные игрушки, за которыми те проводят большую часть свободного времени и… не досаждают взрослым.
Очень важно, чтобы дети видели, что вы уделяете внимание их эмоциям и делитесь своими. Важно, чтобы они учились выражать эмоции словами. Нужно учить их рассуждать - объяснять, почему вы делаете что-то так, а не иначе, вовлекать в доверительные отношения и сохранять эту доверительность до периода взросления, когда им приходится особенно тяжело. В сегодняшнем мире информации эмоции зачастую вытесняются на второй план. Но вечно накапливаться они не могут. Иногда случаются страшные разрядки…
Кстати
Всемирная организация здравоохранения намерена причислить интернет-зависимость к психическим поведенческим расстройствам. В Международную классификацию болезней МКБ-11 могут попасть зависимость от селфи и соцсетей.