14.10.2015 19:16
Культура

Фильм "Родина": будни российских дауншифтеров на курортах Индии

Текст:  Егор Черников
Новое творение режиссера "Бумеров", "Высоцкий: спасибо, что живой" и ряда других картин Петра Буслова носит громкое название "Родина". Слоган фильма - "Мы с тобой одной крови. Ты и я". Видимо, он неслучайно позаимствован из "Книги джунглей", ведь события фильма происходят примерно в той же локации.
Читать на сайте RG.RU

1.5

"Родина" встречает зрителя не самой оригинальной завязкой: русский бизнесмен и его дочь летят на роскошном, хоть и плохо нарисованном самолете в Россию. Между ними начинается ссора. Дочь ненавидит богатого отца за то, что ему было на нее плевать, а также за то, что он "довел мать" (до чего и каким образом - остается за кадром). Отец же серьезно болен и крайне обеспокоен будущим дочери. Но, как и она, внятному разговору предпочитает истерику.

"Воин": голливудский сценарий и русский рэп спасут Rodinoo

И вдруг отец рушит всю шаблонность сюжета свежим решением: пилоту приказано посадить самолет немедленно. Судно не без труда приземляется в каких-то джунглях, и дочь отпускают на все четыре стороны. Через мгновение отец одумывается, но дочь уже сбежала. Последовавшим ее поискам и посвящена последующая центральная линия фильма.

Точное место действия в картине не называется, но, по всей видимости, это Гоа. Какая-то деревушка со смуглыми босоногими ребятишками, коровы на каждом углу, памятник Ганди ежедневно свежей краской покрывают. Словом - Индия! Даже местный зачаточный миллионер из трущоб чуть позже нарисуется.

Здесь, помимо клишированного семейства, собственную драму переживают остальные герои. Макар из Новосибирска приехал в отпуск за "другим миром", но две недели йоги просветления не принесли, после чего он направился к местным наркоторговцам. Кристину, красивую жену, богатый муж при первом же появлении на экране огорошил признанием в угасших чувствах, и она… в общем, тоже "другой мир" искать пошла, но по-своему. Не оставлены без внимания и сами наркоторговцы, одному из которых дали ностальгическое имя Космос. В придачу - парочка "руссо туристо", наполовину состоящая из актера сериала "Физрук".

"Неуловимые. Последний герой": пластмассовый мир победил

Побочные линии, коих тут не счесть, не менее "оригинальны", чем основная. Но главная проблема - в другом: взаимодействие между ними происходит по трем малоправдоподобным причинам. Первая - чудесные случайности. Вторая - необоснованное желание отправиться неизвестно с кем неизвестно куда. Третья - мордобой. Причем последнего в фильме немало, во всяком случае, куда больше, чем внятных к нему причин. Что взять с этих русских!

Еще одна зияющая дыра повествования - постоянные диалоги русских, не знающих английского, с индийцами, не говорящими по-русски. При этом либо все друг друга почему-то понимают, либо действуют вообще без оглядки на только что состоявшийся разговор.

Рассказывая о фильме, создатели говорили, что "у всех - одна Родина, не любить которую легко, когда она рядом". Но герои ее не просто не любят. Они ее искренне ненавидят. Быть высланным в холодную Россию к матрешкам и балалайкам для них - страшнее смерти.

Нетрудно при этом заметить, что почти все русские герои фильма - личности, мягко говоря, не слишком приятные. Может, это такой парадоксальный способ создать патриотический посыл: этим людям так хорошо вдали от России, но посмотрите, какие это мерзавцы! Но возникает вопрос: а в какой момент этот подтекст должен стать понятен? Ведь ни у одной из историй нет вразумительной развязки. Кто-то с кислой миной возвращается к родным морозам, водке и борщу, кто-то счастливо остается играть с собаками на морском берегу.

"Душа шпиона": неубедительная производственная драма в эстетике 90-х

Даже если проигнорировать неоднозначную идею фильма и бессвязность происходящего, он элементарно скучный. Примерно четверть ленты занимают псевдофилософские рассуждения, по логичности сравнимые с самыми забористыми произведениями Хармса, а по глубине - с цитатами из пабликов "ВКонтакте". Еще четверть - сцены наркотических видений. Отдельная история - диалоги, которые, по большей части, несут минимум смысловой нагрузки. Вот типичный пример:

- Ты дурак или родом так?

- Так точно! Разрешите идти?

А вот - разговор индийских мальчишек: "Фотографируйте скорее! Фото с белой девушкой приносит удачу. Так говорил Махатма Ганди".

Пытаясь купить наркотики, Макар использовал кодовую фразу "Я хочу фильм посмотреть". Зритель тоже захочет фильм посмотреть. А увидит почти двухчасовое поливание грязью той самой Родины, имеющее сомнительную кинематографическую ценность. Кому вообще адресован этот фильм? Русским, живущим на Гоа? Ну, судя по тому, как они показаны в "Родине", они и о существовании его вряд ли когда-нибудь узнают.

Наше кино Рецензии