Завершение работ запланировано на следующий год, но уже сейчас виден масштаб будущего объекта. На нескольких гектарах здесь построят казармы, современный госпиталь, многофункциональный спортивный комплекс и полосы препятствий для отработки штурмовых операций. Места достаточно, чтобы разместить полк специального назначения и СОБР в придачу.
До сих пор объектов подобного масштаба в самом отдаленном регионе Киргизии, через который проходит наркотрафик афганских опиатов, не было. Хотя проблема, образно говоря, назревала давно. Баткенская область граничит с Таджикистаном, и некогда по горным перевалам сюда просачивались группы боевиков из радикальных экстремистских организаций.
- В Баткенской области должна быть хорошая база для милиции, - говорит глава МВД Киргизии Мелис Турганбаев, побывавший недавно на строительной площадке. - Здесь граница, не так далеко и Афганистан. В случае, если нам будут приданы дополнительные силы, мы сможем решать серьезные задачи.
В Киргизии в силу ряда причин МВД остается самой многочисленной, мобильной и боеспособной силовой структурой. И именно она чаще всего оказывается на переднем крае борьбы с терроризмом. Сотрудники правоохранительных органов нередко выполняют несвойственные им функции, включая охрану границ. В приграничных с Таджикистаном и Узбекистаном поселках безопасность и оперативное реагирование на угрозы зависят в наибольшей степени от них. И только сейчас, пожалуй, впервые с момента развала СССР правоохранительным органам со стороны государства уделяется внимание в плане как обеспечения материально-техническими средствами, так и создания достойных условий для несения службы.
Во многом это стало возможно благодаря поддержке союзников по ОДКБ и взаимодействию с коллегами по ШОС и СНГ. Из России, к примеру, киргизские силовики получают обмундирование, спецсредства, современное вооружение и технику. Эта помощь оценивается в сотни миллионов рублей, и она позволяет МВД КР изыскивать средства для развития инфраструктуры.
База в Баткене может быть использована как опорный пункт для проведения войсковых операций в случае обострения ситуации в Афганистане и прорыва боевиков в таджикском направлении. Кстати, военные эксперты считают важным то обстоятельство, что на баткенском объекте будут располагаться именно подразделения МВД. Спецназ и группы быстрого реагирования обучаются по специальным методикам и программам, они отрабатывают навыки проведения операций в малых городах и селах.
По словам Мелиса Турганбаева, на стадии разработки еще несколько крупных проектов, нацеленных на укрепление обороноспособности республики. Базы МВД могут появиться во всех областях КР.
- Складывающаяся в мире ситуация требует особого внимания к вопросам обеспечения безопасности и повышенной готовности к любым неприятным сюрпризам, - отмечает глава МВД. - Поэтому работа по укреплению силовых структур проводится по всей республике.
Справка "РГ"
Южные регионы Киргизии наиболее подвержены угрозе терроризма и религиозного экстремизма. В Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях, по данным 10-го управления МВД, активно действуют эмиссары радикальных организаций, вербуют и переправляют наемников на Ближний Восток для участия в боевых действиях на стороне ИГ. Согласно информации МВД, на сегодня выявлено 543 (189 - за восемь месяцев 2015 года) гражданина КР, выехавших в Сирию. 21 киргизстанца удалось вернуть, 45 погибли. 122 из выехавших - женщины. В 63 случаях в Сирию переправлялись целыми семьями.
В то же время, по оценкам МВД, в Киргизии насчитывается еще около двух тысяч человек, сочувствующих радикалам или готовых их поддержать.
Досье
В 1999 и 2000 годах Киргизия и непосредственно Баткенская область уже становились объектом нападения со стороны банд международных террористов. Боевики беспрепятственно проникли в КР по горным ущельям, минуя Таджикистан, и практически без сопротивления захватили несколько населенных пунктов. В силовых структурах царила полная неразбериха - не было ни стратегии, ни опыта борьбы с террористами. Никто в ту пору не понимал, как вести боевые действия в горах. В первое время силовики КР испытывали нехватку боеприпасов, не говоря уже о специальном вооружении, обмундировании и технике.
Выкурить боевиков из ущелий тогда удалось только при поддержке мобилизованных ветеранов Афганистана. Тогда по их рекомендациям командование сменило тактику, отказалось от хаотичных и безрезультатных артиллерийских обстрелов гор и начало наносить точечные удары по группам боевиков, координаты которых сообщали разведчики.
Дмитрий Орлов, директор аналитического центра "Стратегия Восток - Запад":
- В Киргизии за годы независимости сложилась нехорошая традиция: нередко внутренние и внешние силы в одной связке пытаются раскачать ситуацию, используя политические кампании, будь то выборы парламента или президента. Думается, то, что никакого "майдана" по украинскому или ближневосточному варианту у нас не произошло, - результат высокого профессионализма, не в последнюю очередь наших собственных силовых структур. Если и была какая-то угроза, то ее, судя по результатам, смогли устранить еще на дальних подступах. Надо понимать, что силы, заинтересованные в том, чтобы в Киргизии все было спокойно, тоже есть как внутри страны, так и за ее пределами.
Абдыгул Чотбаев, генерал-полковник в запасе:
- Мы видим, что происходит в Сирии. В Таджикистане на уровне заместителя министра обороны, которого подозревают в связях с террористами, готовился вооруженный мятеж. В Афганистане неразбериха, и талибы рвутся к границам бывших союзных республик. Поэтому все, что делается сейчас, направлено на укреп-ление обороноспособности. Появление базы МВД в Баткенской области я рассматриваю именно в этом контексте.
Мы знаем, что наши граждане, завербованные экстремистами, воюют в Сирии, в отрядах террористов ИГ, и часть их, нашпигованная идеями религиозных фанатиков, вернется на родину. Поэтому силовые структуры обязаны быть готовыми ко всему.