Такую мысль подчеркнули участники Общественных слушаний "Развитие отрасли нерудных материалов для дорожного строительства".
- Отрасль ранее не имела ведомственной принадлежности, только в этом году курирование ее было возложено на департамент металлургии и материалов минпромторга, - рассказал член президиума генсовета "Деловой России" Сергей Фахретдинов. - По этой причине фактически отсутствовали серьезные госпрограммы ее развития, а производители были лишены возможности пользоваться государственными мерами поддержки. Сейчас требуется разработка комплексных программ модернизации производств, планирования потребления нерудных материалов, в том числе на региональном уровне. Особенно это стало актуальным после вступления в силу Техрегламента, устанавливающего новые требования к качеству продукции карьеров.
В отрасли нерудных материалов ситуация непростая: цены нестабильны, объемы заказов трудно прогнозируемы, растущие требования к качеству продукции требуют новых инвестиций и повышения производственной эффективности, подтвердил исполнительный директор Нерудной ассоциации Московской области Дильмар Абдулаев. "В такой ситуации правительство оперативно реагирует на наши проблемы. Например, выработка и реализация долгосрочной политики по импортозамещению нерудных материалов позволит компаниям отрасли с большей уверенностью реализовывать инвестпрограммы, что позволит улучшить качество продукции и "остаться в строю", - подчеркнул он.
Также крайне актуален вопрос согласования графика закупок нерудных материалов с периодом минимальных цен на транспортировку, добавил Абдулаев. Сейчас основные торги проходят в феврале-марте, тогда как их проведение в декабре предыдущего года дает отрасли целый ряд преимуществ. Это более низкая по сравнению с летним сезоном стоимость, возможность ускорения сроков поставки, а также заключения более долгосрочных контрактов, позволяющих производителям выполнять социальные обязательства.
Участники слушаний отметили, что в России быстро можно увеличить объемы выпуска нерудных материалов, ведь многие предприятия по их производству загружены на 50-70 процентов. Дополнительные объемы перевозок возможно оперативно обеспечить поставками по воде, где еще достаточно резервов. При этом практически каждый выступающий обращал внимание на проблемы транспортного обеспечения. На железной дороге это задержки в пути из-за ограничения мощностей отдельных станций, нехватки локомотивов, ограничения погрузки в связи с новым постановлением о максимальном количестве вагонов для подачи. Участники рынка предложили рассмотреть возможность закольцевать маршруты на поставку щебня с Урала, Карелии и Башкирии с применением понижающего коэффициента на порожний рейс. А также перейти на зимний завоз материалов. Это принесет двойной эффект: разгрузку "летнего" движения и более низкий тариф на перевозку, составляющий сейчас до половины цены готовой продукции.