Деловая программа форума стартовала с пленарного заседания, на котором выступил мэр Москвы Сергей Собянин. В своей речи градоначальник остановился на самых важных аспектах развития Москвы.
- Столица в 90-х годах повторила те же самые ошибки, которые были у города в самом начале его развития, - сказал он. - В результате Москва получила коллапс транспортной системы, деградацию общественного пространства и нарастание дискомфорта в повседневной жизни, когда при любой возможности хочется выбраться за пределы города.
По его словам, преобразования, которые проходили в европейских городах в течение десятилетий, Москве пришлось пройти за считанные годы. "В каждом мегаполисе есть своя специфика, тем не менее, потребности жителей и представления о качественном городском пространстве везде примерно одинаковы, - подчеркнул градоначальник. - Поэтому решения, успешно зарекомендовавшие себя в других городах, срабатывают и в Москве".
Сработала стандартная схема решения проблем, по мнению мэра, в случае с транспортной ситуацией в столице. "Борьба с хаосом на дорогах и приоритет общественному транспорту стали для Москвы в каком-то смысле революционными мерами", - сказал Собянин. Он отметил, что сейчас поездка в общественном транспорте обходится москвичу на 35% дешевле, чем пять лет назад. При этом стоимость использования автомобиля при поездке в центр - существенно выше.
Мэр также отметил, что за пять лет Москва сумела развернуть крупнейшую в мире программу развития транспортной инфраструктуры. В частности, темпы строительства метро были увеличены полтора раза, а дорожного - в 2,5 раза. После длительной паузы возобновилось возведение новых железнодорожных путей. К слову, недавно первые экспрессы начали движение по одному из самых загруженных направлений - Химки и Зеленоград.
- Комплексное решение транспортных проблем дало очевидный положительный эффект: миллион москвичей сегодня регулярно пользуются новыми станциями метро, - отметил Собянин. - Реально работают выделенные полосы для наземного транспорта, по которым ежедневно проезжают полтора миллиона пассажиров.
Реализация программы будет продолжена. В будущем году власти запустят движение поездов по МКЖД. Кроме того, в стадии строительства находится более 30 станций метро.
Следующая задача - возрождение общественного пространства Москвы. "Деградация, которую мы наблюдали последние 10-15 лет, выражалась не только в физическом разрушении асфальта, гибели деревьев и сломанных лавочках во дворах, - подчеркнул градоначальник. - Выделить деньги и восстановить утраченное - не самая сложная задача. Более опасной тенденцией последних лет стал захват общественных пространств: все больше площадей переходили в чьи-то руки, появлялись шашлычные, киоски.
Город, по словам Собянина, освободил детские площадки от припаркованных машин, а фасады зданий - от незаконных рекламных конструкций. С улиц исчезли сотни ларьков, а дворы и парки были благоустроены. Так, за пять в столице создали и привели в порядок 400 зеленых зон. При этом число посетителей парков увеличилось в три с половиной раза.
Собянин: Москва - одна из самых динамично развивающихся столиц мира