5.0
Отказавшись от барочной эстетики своей предыдущей оскароносной ленты "Великая красота", Соррентино удивляет неожиданно легкой интонацией. Режиссер не утомляет завиральными идеями, не изматывает философскими обобщениями, не провоцирует претенциозными кадрами - в общем, не смотрит на зрителя свысока. Взамен этому предлагает простые эмоции, которые кажутся сегодня ценнее сотен авторских концепций и маркетинговых ходов. Наверное, таким был Голливуд в свой "золотой век".
"У тебя есть любовь, которая нужна мне", - летят в ночное альпийское небо строчки из поп-песни. В Альпах, в пространстве шикарного швейцарского спа-отеля, в царстве больной простаты и разбитых надежд, отдыхает от своей былой гениальности дирижер Фред Бэллинджер. Он даже отказывается выступить со своими "Простыми мелодиями" перед британской королевой! "Все суета", - твердит всем своим скучающим видом персонаж Майкла Кейна. Его меланхолично-циничный друг Фред, так напоминающий писателя Джепа Гамбарделлу из "Великой красоты", станет основным действующим лицом соррентиновской драмы.
Главный герой не одинок. Всегда с ним на связи его дочь и по совместительству менеджер Лина (Рейчел Вайс), переживающая тяжелый разрыв с мужем, а также старинный друг Мик Бойл, культовый режиссер американского кино. Последний не тратит время зря. Мик целыми днями колдует с группой молодых сценаристов над сценарием своего последнего фильма-завещания. Также Фред не прочь перекинуться парой фраз с молодым голливудским актером Джимми Три (Пол Дано), готовящимся к роли диктатора.
Дни Фреда тянутся медленно и сонно, в ленивых разговорах, от одного процедурного к кабинета к другому, от столбика на альпийской дороге до кочки, от кочки до пригорка. И там, скрывшись от воспоминаний прошлого, наедине с коровками, тихо пережевывающими сочную горную травку, дирижер может позволить себе тряхнуть стариной и сыграть свой "ноктюрн на флейте водосточных труб". И вдруг звуки альпийской долины в руках художника становятся голосами оркестра. Мычание коров и звон их бубенчиков, перестуки дятла, шум листвы, шелест крыльев вспорхнувших птиц образуют самую странную, но безумно притягательную симфонию. Музыка рождается спонтанно, в тишине великой красоты.
Паоло Соррентино следует тому же принципу, что и в предыдущем фильме, - поставить на одну ступень низкое и высокое, приземленное и одухотворенное, уродливое и прекрасное. Разговоры о проблемах с мочеиспусканием соседствуют с глубокомысленными беседами о Стравинском, животный секс немолодых людей - с сеансом левитации тибетского монаха, беспомощность некогда великого спортсмена - с неожиданно прекрасным появлением мисс Вселенной. Ткань фильма соткана из множества парадоксов, которые могут оставить недоверчивого зрителя в изумлении - что хотел сказать режиссер? Но Соррентино ничего не утверждает и ничего не навязывает, он просто смотрит на всех персонажей с пониманием и любовью. Жизнь слишком сложна и непредсказуема, чтобы понять ее смысл, - лучше давайте ценить каждый ее чудесный миг. Чудес не бывает? Вы сильно заблуждаетесь.
Молодость для Соррентино становится главным чудом жизни. Словно следуя известному высказыванию Оскара Уайльда, режиссер говорит: "Молодость прекрасна потому, что не требует понимания". Она врывается в роскошный мир дряхлеющего тела словно бы случайно ритмами поп-песен и танцами, юным велосипедистом на пустынной дороге и парашютистом, приземлившемся не на своем поле. Чудо длится считанные мгновения, но оставляет в памяти неизгладимый след. О молодости тоскуют и персонажи фильма.
Фред ушел из профессии после болезни жены, поддерживавшей мужа в любых, даже самых катастрофичных для их брака ситуациях. Любимая женщина всегда рядом с ним. На фотографии, сделанной еще в молодости. Для Мика память и вовсе стала источником вдохновения. Свою подростковую любовь он увековечил в своих фильмах, где участвовала любимая актриса Бренда Морел (Джейн Фонда). Кинодива приедет навестить режиссера, и эта встреча станет для персонажа Харви Кейтеля роковой.
Молодость стоит того, чтобы умереть, а искусство стоит того, чтобы жить. Мысль, к которой подводит зрителей Паоло Соррентино в финале ленты, не отличается оригинальностью. Об этом было сказано многими уже не раз. Но иногда стоит заново проговаривать простые истины.
"Великая красота" и "Молодость" - на сегодняшний день лучшие фильмы Паоло Соррентино. Очевидно, что итальянский режиссер, которому недавно исполнилось 45 лет, вступил в пору творческого расцвета. "Великая красота" поражала искусной каллиграфией кадра, самые сильные стороны "Молодости" - простота формы и легкость авторской интонации. Несмотря на стилевую трансформацию, эти фильмы исследуют одну и ту же тему - место искусства в современной цивилизации. Наблюдая за жизнью художников и делая неутешительные выводы о состоянии культуры, режиссер не стремится кого-то в чем-то обвинять. Пусть элегическое настроение пронизывает каждый кадр фильмов, но и "Великая красота", и "Молодость" дарят надежду. Зритель верит, что Джеп Гамбарделла напишет еще один талантливый роман, а Фред Бэллинджер создаст еще одно великое музыкальное произведение. Несмотря на все печальные "но".
Тихая вера в человека и делает кино Паоло Соррентино исключительным явлением. Сегодня, когда в кадре роботы человечнее людей, а за кадром каждый из зрителей - лишь элемент рыночных отношений, эта вера не может остаться не замеченной. У кино Соррентино множество преданных поклонников потому, что оно сделано не для критиков, киноманов и фестивалей, а для людей. И уже неважно, вторичен итальянец по отношению к своим великим предшественникам или нет, гламурен его кадр или подлинно красив - все эти вопросы не имеют большой важности. Если кино способно подарить надежду - то это настоящее кино. Воистину: "У тебя есть любовь, которая нужна мне!"