19.10.2015 00:43
Экономика

Медики заговорили об ответственности пациента за самолечение

Медики и провизоры обязаны формировать ответственность за здоровье
Текст:  Елена Неволина (исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты)
Российская газета - Спецвыпуск: Фармацевтика №235 (6806)
Аптеки являются важным звеном системы здравоохранения, на которое возложены важные социальные функции - обеспечение населения лекарствами, повышение медицинской культуры, информирование врачей и пациентов о новых препаратах, а также выступление в качестве проводников концепции ответственного самолечения. С решением каких проблем сегодня сталкивается аптека?
Читать на сайте RG.RU

Остро стоит вопрос о том, что во многих аптеках работают люди без специального образования: учителя химии, биологии или даже вообще далекие от этой сферы. По положению о лицензировании осуществлять фармдеятельность может только работник, имеющий специальное образование. Но если такого образования у него нет, это не считается грубым нарушением. При проверке сделают замечание, но наказания за это не назначат.

Производителей лекарств обяжут наносить на упаковку защитные метки

Сейчас наша палата готовит три профессиональных стандарта для аптечных работников - для провизора, фармацевта и руководителя аптеки. В них заложено, что все они обязательно должны иметь профессиональное образование. Мы предусматриваем, что у провизора знания в области фармакологии, анатомии человека и т.п. более глубокие, чем у фармацевта, и ряд действий второй может выполнять лишь под наблюдением первого. Сейчас идет обсуждение проектов на нашем сайте. Мы надеемся, что они будут приняты до конца года. В следующем году начнется аттестация фармработников уже по новым стандартам. Это повысит уровень обслуживания и качество работы аптек. Мы будем добиваться, чтобы нарушения стандарта в части обязательных требований к образованию были внесены в положение о лицензировании как грубые.

Сегодня зачастую без рецепта можно купить в аптеках антибиотики, гормональные препараты и даже препараты строгого учета. Но наказывают за это только аптеки, хотя у проблемы есть и другая сторона - ответственность врача. Например, в поликлинике врач советует принять антибиотик, но рецепта не выписывает, стандартная причина - нет бланков.

Акцент: Все большее значение приобретает информированность населения о концепции ответственного самолечения и ее принципах

Во всем мире приветствуется ответственное самолечение. К примеру, эта концепция развита в Великобритании, где в ряде случаев разрешают выписывать рецепты провизору - если больной на постоянной основе принимает препарат, который ему подобрал врач. Работник аптеки может связаться с врачом и выписать рецепт повторно. У нас в аптеках огромное количество безрецептурных препаратов. Но проблемы и с отпуском препаратов по рецепту, который теперь выписывается не по торговому наименованию, а по международному непатентованному наименованию. Когда провизор выкладывает целый спектр препаратов, например для понижения артериального давления, и больной должен сам принять ответственное решение, - это недопустимо. Решение должен принять врач. Провизор вправе проконсультировать лишь по безрецептурным препаратам-аналогам, если покупатель сам просит или чего-то нет в наличии. Однако ответственность за выбор и тут ложится на больного.

Россию заинтересовал британский опыт оценки новых лекарств

Поэтому все большее значение приобретает информированность населения о концепции ответственного самолечения и ее принципах: ответственный подход к своему здоровью, осознанный выбор и правильное применение препаратов. Тогда потенциальная польза при качественном самолечении достигается как на индивидуальном, так и на общественном уровнях - экономятся ограниченные медицинские ресурсы, повышается доступность медпомощи для населения сельских и труднодоступных районов. Однако есть ситуации, когда самолечение недопустимо, например, при отсутствии эффекта лечения. Поэтому важной задачей медиков и провизоров является формирование у пациента культуры самолечения.

Реклама считается наиболее эффективным способом информирования о препарате не только потребителей, но и врачей. По законодательству реклама рецептурных препаратов допускается только в специализированных СМИ или на профессиональных мероприятиях. Реклама безрецептурных препаратов разрешена в общедоступных СМИ. Главная роль СМИ заключается в информировании об ассортименте безрецептурных препаратов и популяризации здорового образа жизни. При этом СМИ обязаны предоставлять максимально объективные сведения о рекламируемых лекарственных препаратах, соблюдая этические и правовые нормы.

комментарии

Елена Карташева, генеральный директор компании Abbott в России:

Эксперт: Система ценообразования в фарминдустрии схожа с европейской

- Многочисленные кампании, проводимые правительствами разных стран по борьбе с курением, ожирением, чрезмерным употреблением алкоголя, подчеркивают важную роль самого человека в деле поддержания и улучшения здоровья. Ответственное отношение к своему здоровью и приоритет профилактики должны стать неотъемлемой частью нашей жизни. Когда доступ к медицинским услугам обеспечен неравномерно, ответственное самолечение может играть значимую роль в поддержании здоровья граждан. Мы считаем, что для ответственного самолечения нужна прежде всего четкая, понятная информация о безрецептурных препаратах и инициативы, направленные на образование людей. Добросовестная реклама безрецептурных лекарств вносит свой вклад в формирование культуры ответственного самолечения, что отвечает интересам пациентов.

Оксана Позднякова, директор бизнес-подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья Sanofi:

- Основой ответственного подхода к самолечению является полная и достоверная информация о препарате, которую обязаны предоставлять производители. Наша компания является одной из лидирующих в производстве безрецептурных препаратов. Мы заинтересованы в том, чтобы пациенты и врачи получали достоверную информацию о препаратах, гарантирующую их безопасное и эффективное использование в рамках ответственного самолечения. Выполнение законов и процедур, регламентирующих обращение безрецептурных препаратов, а также соблюдение производителями Кодекса надлежащей практики AIPM способствует улучшению здоровья населения вследствие более грамотного подхода к самолечению, сокращению госрасходов на здравоохранение, а также развитию фармрынка в целом. Концепция ответственного самолечения является важным элементом стратегии развития здравоохранения ведущих стран мира.

Дмитрий Щуров, директор отдела коммерческой эффективности и операционного развития компании Pfizer в России:

Лекарства в России начнут маркировать радиочастотными чипами

- В последнее время обсуждается сразу несколько инициатив в области рекламы лекарств - от полного запрета до разрешения рекламы рецептурных препаратов. Существуют общемировые практики в этой области: реклама безрецептурных препаратов разрешена в большинстве государств, реклама рецептурных препаратов - в ограниченном количестве стран. При этом в рекламе лекарств необходим фокус на ее образовательную функцию. Одновременно важно решить и другую проблему, с которой сталкивается пациент, - обеспечить возможность быстро получить рецепт в случае нетяжелого заболевания или при продлении лечения. И здесь также стоит присмотреться к мировому опыту. Возможно, нам необходимо увеличить количество медсестер, которые смогут взять на себя выписку повторных рецептов, или организовать консультации врача в аптеках, чтобы пациенты могли прямо на месте получить рецепт при заболеваниях, при которых не требуются глубокие обследования.

Фарминдустрия