"Серый" нал
В Санкт-Петербурге налог на доходы физических лиц формирует около 40 процентов городского бюджета. В Ленинградской области доля НДФЛ ниже - порядка 25 процентов. В прошлом году налог принес казне 17,2 миллиарда при запланированном объеме доходов в 67,5 миллиарда рублей. Однако на рынок труда этого субъекта СЗФО серьезно влияет маятниковая миграция: многие трудоспособные граждане живут в Ленобласти, а работают и платят налоги в Северной столице.
В Калининградской области доходы от поступлений по НДФЛ формируют около трети бюджета. Официальные доходы 210 тысяч калининградцев не превышают 100 тысяч рублей в год. Речь идет о 48 процентах от всего работающего населения региона. Как предполагают в областном минфине, реально эти люди зарабатывают больше. Просто работодатели платят им зарплату в конвертах.
На Вологодчине, как и в Калининградской области, налог на доходы физических лиц формирует около трети доходной части консолидированного бюджета. Теневой фонд оплаты труда в регионе, как подсчитали эксперты, составляет 39 миллиардов рублей, а теневой оборот - 243 миллиарда рублей. В итоге в бюджетную систему страны и Вологодской области ежегодно не поступает около шести миллиардов рублей.
- Количество граждан, занятых в теневом секторе, очень велико, - делится информацией глава Вологодской области Олег Кувшинников. - Практически 25 процентов трудоспособного населения, а по некоторым оценкам, и до 40 процентов, работают в тени, получают заработную плату в конвертах.
Цифры соответствуют общероссийским тенденциям. По словам вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец, только 64 процента россиян полностью работают в рамках закона, уплачивают все необходимые налоги и взносы.
Выход из тени
Чтобы ликвидировать теневой рынок труда, в регионах СЗФО по поручению Ольги Голодец развертывают масштабные кампании. Одними из первых этой работой занялись в Вологодской области, где комплексные мероприятия стартовали еще в прошлом году.
Для начала специалисты разработали методику расчета потенциальных объемов теневого сектора, которая позволяет при анализе рынка труда опираться не на экспертные мнения, а на реальные цифры. Этот опыт уже заинтересовал ряд российских научных журналов.
Затем региональные власти вместе с общественными организациями, федеральными органами власти и муниципальными образованиями создали комплексный план противодействия теневому сектору экономики области. Работает оперативный штаб, в состав которого вошли представители МВД, налоговой инспекции, судебные приставы, специалисты Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. В результате в области удалось выявить почти 35,5 тысячи человек, которые трудились нелегально. Предприниматели заключили официальные договоры с 34 тысячами вологжан.
- У нас есть критерии, по которым мы определяем, что то или иное предприятие работает в "серой" зоне, - продолжает Олег Кувшинников. - Если работники получают зарплату ниже средней по отрасли, это повод усомниться в легальности бизнеса и более детально изучить работодателя. При этом бизнес, использующий "теневые" схемы, должен быть готов к тому, что меры государственной поддержки на него распространяться не будут.
О бизнесе малом замолвите слово...
Впрочем, меры воздействия на работодателей не будут до конца эффективными, пока размер стандартных социальных выплат составляет почти треть от фонда оплаты труда. В 2011 году ставки отчислений в ФСС, ПФР и ФОМС увеличились с 26 до 34 процентов. Немало бизнесменов, особенно некрупных, перешли на "серые" зарплатные схемы, и ситуацию не удалось уравновесить до сих пор.
- Безусловно, нужно платить "белые" заработные платы, но для многих малых предприятий обеспечивать работникам достойный доход - это в принципе большая проблема в нынешних условиях. А налоги с зарплаты подчас ставят субъекты МСП на грань выживания, - рассуждает руководитель аудиторско-консалтинговой группы Сергей Елин. - В сфере услуг, где основные затраты приходятся на оплату труда, у многих предприятий после отказа от конвертов вся прибыль уйдет на налоги по зар-плате. Это будет просто равносильно их закрытию. Можно предположить, что они повысят цены и переложат затраты на конечных покупателей. Однако будет ли кто-то переплачивать, особенно в кризис?
Многие предприниматели, с которыми поговорила корреспондент "РГ", согласны с экспертом.
- До 2011 года я старался платить своим сотрудникам "белые" деньги. Однако социальную ставку в 34 процента наш бизнес просто не выдержал, - признается гендиректор небольшой калининградской компании, который попросил не указывать его имя и род занятий. - Я подсчитал, что в различные социальные фонды и бюджет государства придется отдавать больше половины доходов. И перевел часть зарплаты в "серый" нал. В прошлом году подумывал вернуться к полностью "белым" деньгам, к тому же процент социальных отчислений немного снизился. Но потом грянула девальвация рубля, расходы выросли, спрос сократился. Пока нам не до легализации. А правоохранительные и надзорные органы меня особенно не беспокоят. Все-таки я плачу своим сотрудникам не минималку, около 15 тысяч рублей в месяц каждый получает легально, еще столько же - в конверте.
Как считает Сергей Елин, переломить существующую систему сможет снижение фискального бремени и более широкое распространение налоговой льготы, позволяющей уплачивать во внебюджетные фонды 14 процентов от ФОТ.
- Сейчас эта льгота распространяется только на предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, и действует для определенных отраслей: IT, НИОКР, производство, - поясняет эксперт.
Александр Кайсаров, директор Центра инновационного предпринимательства Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
- Чтобы решить проблему "серых" зарплат, необходимо последовательно работать в нескольких направлениях. В текущей экономической ситуации размер отчислений в социальные фонды, действительно, можно назвать неподъемным для российского бизнеса. Даже если вернуться к уровню 2010 года, к 26 процентам, массовой легализации зарплат не произойдет. Следует говорить о более ощутимом снижении бремени, предположим, о 14 процентах. И все равно должно пройти немало времени, не один и не два года, чтобы предприниматели встали на ноги, вернули доверие, которое они массово потеряли в части страховых выплат, и полностью вышли из тени.
Кроме того, возможно, сейчас настала пора отказаться от плоской шкалы налогообложения в сторону прогрессивной. То есть варьировать налоговую ставку в зависимости от уровня доходов компании.
На региональном уровне необходимо наладить четкую систему администрирования, на постоянной основе проводить проверки зарплатных схем, которые использует бизнес. С учетом того, что доходы областных бюджетов, которые серьезно зависят от НДФЛ, падают, субъекты Федерации просто обязаны активизироваться и пересмотреть свою политику в отношении теневого рынка труда. На федеральном уровне следует наконец-то определиться с конкретным органом власти, который будет отвечать за борьбу с "серыми" зарплатами. Неправильно, что этим по чуть-чуть занимаются и Пенсионный фонд, и ФНС, и Роструд, и прокуратура, и полиция, и региональные власти.