21.10.2015 16:58
В мире

Как живет сегодня столица белорусской кадрили

"СОЮЗ" побывал в столице белорусской кадрили
Текст:  Дмитрий Умпирович
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №40 (716)
Небольшую деревеньку Котчино Мостовского района, что в ста километрах от Гродно и в 235 от Минска, можно назвать столицей белорусской кадрили.
Читать на сайте RG.RU

"Танцевали ее еще, когда я подростком была, - вспоминает Галина Шелестович, несколько десятков лет проработавшая заведующей клуба. - Всю ночь, бывало, плясали. В двенадцать пар, без устали. На улице и в сельской хате - на деревянном полу. Зимой и летом. В деревне вы и сейчас не найдете ни одного старожила, ноги которого не помнят этот танец. Правда, силы у них уже не те". И сегодня в Котчино и соседних Больших Озерках, куда "переехал" клуб, едва ли не каждый вечер собираются любители кадрили. Репортеры "СОЮЗа", заглянув туда "на огонек", сами не сдержались, чтобы не пуститься в пляс.

...Агрогородок Большие Озерки оживает ближе к полуночи, когда в клуб - небольшое, но уютное одноэтажное здание - начинают стягиваться люди.

- Собрать всех вместе в другое время невозможно, - сетует заведующая сельским клубом "Озерки" Ирина Шелестович. - Ансамбль у нас непрофессиональный. Большинство танцоров - труженики местного СПК "Озеранский", работающие от рассвета до заката. Сергей Тарасов - тракторист. Дмитрий Ткаченко - тоже. Его партнерша Людмила Павловна - бригадир. Регина Дягель - кладовщик, Инна Житкевич - продавец в соседней деревне, Сергей Ломако раньше в клубе библиотекарем был. Лена Чудиловская - доярка. Танцует в паре со сварщиком Виталием Грабуном. И только с ним...

В Гомеле стартовал Всебелорусский слет коллекционеров

Со школьниками - а их в основном составе двое - другая проблема. Ровно в десять вечера для них наступает "комендантский час". А значит, без сопровождения взрослых появляться на улице им категорически запрещено. "На репетициях мы частенько задерживаемся, - говорит заведующая клубом. - Детей домой порой приводим ближе к полуночи - едва ли не за ручку. Хотя наши девятиклассники уже выглядят внушительнее меня"... Кадриль "по-котчински", не так давно внесенная в перечень нематериальных культурных ценностей Беларуси, здесь танцуют и млад, и стар. Фактически семьями. Именно танцевальные движения в этой местности и есть то наследие, которое до сих пор передается от бабушек и дедушек, к мамам-папам, внукам и внучкам.

В общем, из поколения в поколение. И ярчайшее тому доказательство - сам танец.

- Сначала солирует основной состав: возраст его участников - от 29 до 48 лет, - объясняет последовательность в танце Ирина Шелестович. - На восьмой минуте вступают старшеклассники. А в сентябре я набрала группу маленьких деток - третий-пятый классы. Им настолько нравится, что, только завидев меня, бегут навстречу: "Ирина Николаевна, когда "кадрильку" танцевать пойдем?"

Вообще-то, осовремененную рекомендациями культурологов "котчинскую кадриль" нынче танцуют в двенадцать "колен", то есть в шесть пар. Участники ансамбля, бойко сплясав под вспышки фотоаппарата, расходятся. Начинается урок хореографии для корреспондента "СОЮЗа". Моя партнерша Ирина Шелестович успокаивает: местная особенность танца в том, что каждая пара по очереди повторяет движения предыдущей пары.

- Вы за Димой Ткаченко следите. Без него танцевать не можем даже мы. Он у нас самый настоящий солист. Лучше всех слышит музыку, обозначает движения, делает ногой - "оп" - и мы знаем, что пошла другая танцевальная фигура. Когда его нет, бывает, и путаемся: руки-ноги-голова, кто в лес, а кто по дрова. Ну и я вам подсказывать буду.

Аккомпаниатор Галина Шелестович откладывает в сторону баян и сама становится в круг. Ее задача - обучить азам танца еще одного новичка - начальника районного отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Сергея Дейкало. Привычная мелодия раздается уже из колонок... Поехали!

Поначалу тушуюсь. Ноги отказываются топать в такт, движения со стороны наверняка кажутся нелепыми. Это притом что культурологи гродненскую региональную особенность кадрили описали так: исполняется она, в отличие от темпераментной кадрили Витебщины и живой кадрили Гродненщины, сдержанно. Шаг - наиболее простой. Никаких перекатов с каблучка на ступню, шаркающего скользящего шага, бега с подскоками. Словно художники и их подмастерья, вместе с партнерами рисуем танцевальные фигуры. Сходимся и расходимся, кружим в парах, меняем партнеров, играем "в веревочку". Устраиваем небольшую запланированную танцем передышку, во время которой Дмитрий и Людмила Павловна танцуют польку.

Белорусы России помогут с установкой памятника Купале в Печищах

- Ручки на пояс, смотрим красиво друг на друга! - слышу первую подсказку.

- Не забывай приветствовать своего партнера! - вслед за ней приходит вторая.

- Дмитрий, улыбайся! Еще три минуты!

Ага, попробуй тут улыбнись, когда дыхание сбилось, по лицу градом течет пот, а в голове - лишь мысли о том, что на первый раз, наверное, хватит. Опытные солисты снисходительно посматривают: вообще-то в классическом варианте котчинской кадрили двенадцать элементов. Это сейчас принято танцевать укороченную версию:

- Фитнес отдыхает! Девчонки к нам приходят: ой, я поправилась. Танцы быстро приведут в нужную форму. А вообще, все это нытье: посмотрите, какими дородными раньше были наши женщины. А танцевали не семь минут и даже не пятнадцать...

О том, как было, лучше всего расскажут видеозаписи, фотографии и газетные вырезки. Ирина и Галина Шелестовичи листают фотоальбом - альманах, в котором запечатлена история котчинской кадрили. Она гласит: впервые ее вспомнили 55 лет назад на крестинах дочери одного из местных жителей. Уже в 1969 году благодаря тогдашней заведующей местного клуба танец начал жить заново и был показан на фольклорном смотре. А в 1971 году описание кадрили было помещено в книге "Белорусские танцы".

- Кадриль в то время танцевали только в Котчино, а вот в Озерках, до которых рукой подать - нет. Почему? Уже, наверное, и не узнаешь... Возможно, люди хотели, чтобы этот танец был "изюминкой" только их деревни. А может, в Озерках того времени просто такого заводилы, как в Котчино, не нашлось, - вспоминает солистка Людмила Василевская.

Фотографии семидесятых и снимки современные - из разряда "найди десять отличий". Одно, впрочем, бросается в глаза сразу - костюмы. На сайте нематериального культурного наследия Беларуси их описанию посвящены отдельные две страницы текста. До деталей расписываются элементы, декор, цвета...

- Раньше они действительно были другими, - говорят участники ансамбля. - В тех, которые мы надели сегодня, выступаем всего второй раз. В Гродно нам говорили: костюмы должны быть самобытными, самоткаными. Только они дорогие. Пока таких денег ни у клуба, ни у районной культуры нет. Впрочем, надеемся, что и этот вопрос решится...

- Сколько людей сейчас смогли бы выйти и станцевать котчинскую кадриль? - спрашиваю напоследок.

- Местных вместе с теми, кто по стране разъехался, человек шестьдесят - семьдесят наберется, - отвечает Галина Шелестович. - У нас на селе это не только традиция, но и одно из немногих развлечений. Поэтому на кадриль идут с охотой. А кто придет - тот останется, в этом мы не сомневаемся.

Дмитрий Умпирович,

deu@sb.by

в тему

В числе танцев, включенных в список нематериальных культурных ценностей Беларуси, помимо котчинской кадрили есть и споровская полька. Ее характерная особенность - ноги во время танца фактически не отрываются от пола.

Беларусь