22.10.2015 00:26
Общество

Минфин предложил предоставлять социальную помощь адресно

Сельских врачей и учителей поддержат. Но не всех
Текст:  Ирина Юрьева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №239 (6810)
Любые меры социальной поддержки должны быть адресными, то есть предоставляться не всем подряд "кому положено", а только нуждающимся. Об этом недавно вновь высказался министр финансов Антон Силуанов.
Читать на сайте RG.RU

Соцрасходы составляют около трети бюджета. И минимум треть из этой трети - это всевозможные соцвыплаты и пособия, которые в нашей стране традиционно "привязаны" к какой-либо категории или социальной группе, и для их получения достаточно в эту группу входить. Но бюджет не резиновый (в минфине это формулируют так: нужно его оптимизировать). Поэтому список льготников нужно дополнить принципом "нуждаемости". Например, если отец многодетной семьи - богатый бизнесмен, то зачем ему весьма скромные детские пособия? Лучше перераспределить эти бюджетные средства "в пользу бедных".

В минтруде с внедрением этого принципа согласны - здесь был подготовлен законопроект об оказании мер соцподдержки с учетом принципов адресности и нуждаемости, его обсудили в Общественной палате.

Одна из мер - компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ сельским педагогам и медработникам. Когда-то эта льгота была введена, чтобы удержать интеллигенцию на селе. Но сейчас школы и амбулатории сохранились лишь в тех поселениях, где не нужно ни покупать дрова, ни таскать воду из колонки. Так что "компенсация" превратилась, по сути, в обычную добавку к зарплате. Как же изменится ее механизм, будет ли она зависеть от уровня доходов получателя? Этот вопрос мы адресовали минтруду.

Пособие на детей будут получать только особо нуждающиеся родители

"В настоящее время компенсация расходов на оплату ЖКХ для сельских врачей и учителей, занятых на должностях в федеральных госучреждениях, установлена в фиксированном размере - 1200 руб. в месяц, - пояснили в министерстве. - Что касается работников организаций, подведомственных региональным и муниципальным властям, для них принципы и механизмы компенсации определяют сами регионы".

И тут образовался полный разнобой. В одних регионах выплачивают фиксированную сумму, в других - компенсируют расходы по оплате ЖКУ. В некоторых регионах уже экономят: рассчитывают дотацию исходя не из фактической площади жилья, а по региональным социальным нормативам.

Цель законопроекта, поясняют в минтруде, ввести одинаковый подход к определению размера компенсации вне зависимости от региона, где живет учитель или врач. О полной отмене компенсации речи не идет, подчеркивают в министерстве. Но пока неясно, как определят принцип нуждаемости: будет ли помимо жилплощади учитываться также размер заработка семьи? В минфине настаивают именно на таком подходе.

Но в минтруде отвечают пока без конкретных деталей: "Размер компенсации будет устанавливаться с применением федеральных стандартов (предельной стоимости ЖКУ и соцнормы площади жилья) либо с учетом нормативов площади и потребления коммунальных услуг в регионе".

В Общественной палате, впрочем, законопроект раскритиковали. Принцип адресности подразумевает жесткий контроль за получателями льготы, нужно проверять их доходы, следить за подлинностью подаваемых документов. То есть администрирование подобного решения - дорогое удовольствие, настолько дорогое, что овчинка может не стоить выделки. "Мы пока не справились с легализацией 20 млн граждан трудоспособного возраста, которые не числятся на официальной работе, налогов и соцотчислений не делают, но тем не менее где-то заняты, чем-то зарабатывают", - отметили эксперты ОП. И предложили законопроект доработать: введение адресности требует строгого учета получателей, а прежде надо четко определиться с понятием нуждаемости и критериями ее определения (так, как это сделано при введении субсидирования оплаты ЖКХ малоимущим). Но этого разработчики законопроекта пока не сделали.

Соцзащита Пенсии и пособия Минфин