Такие усредненные цифры по стране приводятся в прогнозе социально-экономического развития на следующую трехлетку. Он внесен в Госдуму в едином пакете с проектом федерального бюджета на 2016 год.
В следующем году Россия перейдет на долгосрочное тарифное регулирование, которое коснется тепло-, водоснабжения и водоотведения. Правительство, вместо того чтобы устанавливать предельные индексы изменения тарифов, будет регулировать индекс изменения совокупного платежа за "коммуналку".
На рост стоимости коммунальных услуг в дальнейшем будут влиять несколько факторов, в том числе дорожающее топливо и электроэнергия. В случае если доля расходов на оплату "коммуналки" в совокупном доходе семьи превысит 22 процента, то такая семья сможет получить субсидию на оплату услуг ЖКХ.
Что же касается тарифов на электричество, то по итогам текущего года цены на него для населения поднимутся меньше, чем в 2016-м - на 5-5,3 процента, говорится в прогнозе. Это на два процента меньше, чем предполагалось ранее. Текущее снижение стоимости электроэнергии на розничном рынке в документе объяснили тем, что население потребляет меньше электричества, а также меняется в целом структура потребления. Ожидается, что в 2017 году цены поднимутся еще на 7,4-8,1 процента, а в 2018-м - на 7,2-7,9 процента. Время индексации останется таким же - 1 июля каждого года.
Все эти параметры тоже лежат в основе бюджетных расчетов. Главный финансовый документ страны на 2016 год занимает почти восемь тысяч страниц. Дискуссии вокруг большого ряда пунктов бюджета-2016 ведутся уже долгое время и в ближайшей перспективе, похоже, так просто не закончатся.
Законопроект о бюджете на следующий год должен быть рассмотрен депутатами в первом чтении 13 ноября, сообщил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Однако обсуждение всех связанных с ним вопросов стартует гораздо раньше - еще в начале месяца. "Второе чтение в случае, если он будет поддержан в первом чтении, мы предлагаем провести 2 декабря с тем, чтобы уже 4 декабря, при условии одобрения его во втором, бюджет мог быть принят в третьем чтении, направлен в Совет Федерации и президенту РФ", - подчеркнул Андрей Макаров.
Во внесенном в Госдуму проекте бюджета-2016 уточнены главные параметры - доходы и расходы. По сравнению с его версией, представленной в начале октября, планируемые доходы казны выросли с 13,58 триллиона рублей до 13,74 триллиона. Расходы поднялись с уровня 15,76 триллиона рублей до 16,1 триллиона. Дефицит бюджета решено оставить на прежнем уровне, он не превысит 3 процентов ВВП и покроется из Резервного фонда.
Поспорить все равно будет о чем - Андрей Макаров уже сейчас говорит, что с его точки зрения средняя цена на нефть 50 долларов за баррель, заложенная в бюджет-2016 и 53 доллара за баррель в прогнозе социально-экономического развития является "достаточно оптимистичной". Остаются вопросы по прогнозируемой величине ВВП. Немало копий экономисты сломали и вокруг многих других положений бюджета-2016, отличающих его от предыдущих.
"Российская газета" напоминает о самых важных новациях главного финансового документа на следующий год.
Год за три
Одно из главных отличий грядущего бюджета от прошлых в том, что он верстается только на один год, а не на три. Основной смысл такого решения - минимизировать риск ошибок при планировании, говорил ранее министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, переход к однолетнему бюджету позволит более продуманно подходить к принятию всех финансовых обязательств государства, в том числе социального характера. Вероятность ошибок возросла из-за турбулентности финансового и сырьевого рынка - так, как в 2015 году стоимость нефти и курс рубля не колебались уже очень давно. Прогнозы на будущее особой ясности не вносят - от ряда ведомств и экспертов звучали оценки о возможной цене барреля и в 40, и в 50, и в 70 долларов.
В непростые для экономики времена к планированию доходов и расходов казны на один год в России уже прибегали - это произошло в 2008 году. Мероприятие оказалось разовым - со следующего года бюджет снова планировался на трехлетку. Будет ли бюджет-2017 также однолетним - вопрос пока открытый.
Фонд вместо плана
Антикризисный план, который составлялся на 2015-й, в следующем году никак не будет фигурировать в бюджете. По словам Антона Силуанова, вместо него будет создан антикризисный фонд. С его помощью будут поддерживаться отдельные отрасли экономики.
Пока в бюджете на эти цели предусмотрели 65 миллиардов рублей, но общий размер фонда может вырасти и до 150 миллиардов рублей. В частности, поддержку получит российский агропромышленный сектор.
Нефть играет не по правилу
Не будет в бюджетном процессе следующего года учтено и бюджетное правило. Оно действовало при формировании казны не так давно - с 2013 года. Бюджетное правило определяло предельный уровень расходов государства исходя из цен на нефть за последние три года, стимулируя копить излишки от высокой цены барреля и не раздувая расходы госсектора. В нынешней экономической реальности говорить об излишках уже не приходится - бюджетное правило с такими ценами на нефть больше не работает. По словам Антона Силуанова, в будущем к бюджетному правилу могут вернуться, но уже в модифицированном виде.
Доход не дает процентов
Не предусматривает бюджет на 2016 год и индексации пенсий на уровень фактической инфляции 2015 года, которая по оценке ЦБ РФ будет равняться 12-13 процентам, а по оценке минэкономразвития - 11,9 процента. В любом случае по решению правительства пенсии будут повышены с 1 февраля 2016 года на 4 процента - только такую индексацию на данный момент может позволить себе новый бюджет. Окно возможностей для повторного повышения страховых пенсий остается открытым - конкретную величину определят исходя из ситуации в экономике, которая сложится в первом полугодии.
Прибавку к пенсиям вообще не получат работающие пенсионеры. Таковыми планируется считать тех, кто в 2015 году трудился полгода или больше. Однако если работающий пенсионер оставит свою должность, индексация для него будет произведена. Продолжится в 2016 году и заморозка пенсионных накоплений граждан - страховые взносы снова пойдут на выплаты нынешним пенсионерам. В минфине надеются, что этот мораторий на передачу накоплений станет последним.
Отсутствие индексаций станет реальностью и у целого ряда работников государственного сектора. Бюджет-2016 не предусматривает повышения зарплат чиновников, военнослужащих и судей. Планируется также не менять размер материнского капитала за второго и последующих детей, оставив его величину на уровне 2015 года - 453 тысячи 26 рублей. Социальная же поддержка в целом переводится на рельсы адресности и критериев нуждаемости.
Никита Масленников, руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития:
- Дискуссии вокруг бюджета-2016 в Госдуме будут продолжаться. Очень возможен ряд уточнений в рамках второго чтения, когда идет перераспределение средств по различным статьям.
Наверняка будут дискуссии и по приоритетам расходования антикризисного фонда. Самый большой вопрос - какие отрасли, кроме аграрной, получат оттуда финансирование. Не очень понятно пока, что делать с этими деньгами в случае роста российской экономики в 2016 году. Главное здесь - следить за качеством администрирования, поскольку именно от него зависит эффективность расходов на антикризисную поддержку.
Могут появиться и вопросы, связанные со второй волной индексации пенсий - она будет зависеть от того, как пойдут дела с инфляцией. Думаю, что депутаты могут потребовать доказательств того, что прогнозы по однозначной инфляции действительно станут реальностью. Пока мы говорим только о том, что до 7 процентов рост цен опустится только к следующему сентябрю.
Открытым для обсуждения остается и вопрос тарифов естественных монополий. Эти цифры важны абсолютно для всех - и для населения, и для бизнеса.
Как мы видим, может обсуждаться и вопрос с заложенной в бюджет ценой нефти 50 долларов за баррель. Я не считаю такую стоимость "оптимистичной", поскольку международная конъюнктура такова, что нефть действительно будет стоить примерно столько в течение нескольких кварталов. Даже если цены на нефть и уйдут ниже 45 долларов за баррель, то ненадолго.
Главное, что конкретно меня не очень порадовало в проекте бюджета, - это его ориентация на удержание статуса-кво в экономике. Уровень доли непроизводительных расходов в нем не сокращен и составляет около 60 процентов. Если мы хотим выйти в заметный рост российской экономики в 2017 году, то следующий бюджет должен заметно отличаться от предлагаемого на 2016 год.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2016 году увеличится на 4 процента. Такой законопроект вместе с законопроектом о бюджете на следующий год правительство также внесло в Госдуму.
МРОТ в следующем году вырастет с нынешних 5965 рублей до 6204 рублей в месяц. В бюджетной сфере увеличение зарплаты при увеличении МРОТ будет осуществляться за счет перераспределения фонда оплаты труда. В реальном секторе экономики об этом должны позаботиться работодатели.
Учитывая прогнозируемый рост номинальной зарплаты в 2016 году на 7,2 процента, работодатели будут иметь возможность обеспечить зарплату работников не ниже МРОТ, устанавливаемого законопроектом, уверены в правительстве.
Между тем и после повышения минимальный размер оплаты труда по-прежнему будет почти вполовину меньше прожиточного минимума. В 2016 году соотношение этих двух показателей, по предварительным оценкам, может составить 53,6 процента.
Подготовила Юлия Кривошапко