Пожалуй, лучше всего режиссеру "Черной мессы" Скотту Куперу и его соратникам удался именно Бостон. Он тут разный - осенний, с отражениями потрепанных хибар в лужах дождевой воды; зимний, предрождественский - слегка припорошенный снегом; весенний, с размахом празднующий день Святого Патрика. И каждый раз - одинаково колючий, неуютный и мрачный. В гангстерском кино (особенно с приставкой "ретро-") требования к декорациям всегда особенно высоки. "Месса" отвечает им в полной мере. Ее создателям удалось грамотно распорядиться визуальными образами, запечатлеть столицу Массачусетса (Mass - это ведь не только "Месса", но и общепринятое сокращение названия штата) под нужным углом. Как итог, атмосфера вышла плотной и наэлектризованной.
К актерам вопросов куда больше. И это при том, что имена в титрах - самые громкие. Звезда "Во все тяжкие" и второго сезона "Фарго" Джесси Племонс, неплохо зарекомендовавший себя Питер Сарсгаард, Сиенна Миллер, Рори Кокрейн и многие другие вполне могли бы сделать из своих небольших ролей маленькие шедевры. Помешал сценарий: некоторые из персонажей кажутся в нем вовсе не обязательными, а потому на экране скорее присутствуют, нежели играют. Исключение - Бенедикт Камбербэтч, в очередной раз оправдывающий звание топового британского артиста и выжимающий из своей незначительной сюжетной линии (сюжетным линиям тут вообще отчаянно не хватает банального хронометража) максимум. Но удовлетвориться этим довольно сложно. Особенно если вспомнить Скорсезе, в чьих картинах любая мелкая сошка всегда могла похвастаться недюжинным обаянием.
На помощь спешит дуэт главных героев. Востроглазый Джоэл Эдгертон неотразим в качестве изворотливого ирландского федерала, который крутит шашни с мафией, обслуживает дьявола в лице Балджера и, в конце концов, показательно садится в лужу (развязка тут, конечно, столь очевидная, что прятать ее под спойлер было бы глупо). Ну а Джонни Депп, отчаянно нуждавшийся в перезапуске карьеры, добился своего: его Уайти Балджер хорош не только выдающимся гримом (звезду Голливуда заставили полысеть, обзавестись мешками под глазами и изуродовать себе зубы), но и типажом. Разумеется, именно ему достались все лучшие диалоговые реплики, самые напряженные сцены, а еще - возможность как следует поиграть мимическими мышцами.
Мы видим Балджера апатичного; Балджера, рассчетливо планирующего очередную кровавую выходку; Балджера, убаюкивающего бдительность приговоренной к смерти "крысы" игривыми интонациями; Балджера, обезумевшего от ярости и своими руками отправляющего человека на тот свет. Депп убедителен во всех этих ипостасях - чего стоит один лишь его взгляд, совсем не джекворобейский. Кто-то наверняка скажет, что ему удалось "прочитать" образ своего прототипа куда лучше, чем это смог сделать великий Джек Николсон. Последний, напомним, играл Фрэнка Костелло - персонажа, придуманного "по мотивам" Уайти тем же Мартином Скорсезе для "Отступников".
От параллелей с криминальными аттракционами дона Мартина в случае с "Мессой" вообще не отвертеться. Тут есть нескрываемые претензии на дерзкий ответ "Славным парням". Местами происходящее на экране заставляет вспомнить "Злые улицы" и "Казино", а замечание о том, что "всем нужны друзья", явно отсылает к "Крестному отцу" - шедевру другого американского итальянца. Купер с удовольствием и со вкусом цитирует обильный исходный материал, однако места на той же "золотой полке" его фильм пока не заслуживает. И дело тут не только в отрывчатом сюжете.
Что Скорсезе, что Коппола, во-первых, смотрели на мир организованной преступности с нескрываемой иронией и, во-вторых, делали из своих рассказов о бандитах-неудачниках остроумные житейские выводы. Нарочито угрюмая, минорная "Черная месса" не дает возможности вынести из кинозала что-то подобное. Это хорошо поставленная, стильная история, но ни в коем случае не сиюминутная классика. Хотя многие еще до премьеры поспешили наделить новую картину с Деппом именно таким статусом.
4