При этом больше всего жалоб связано с нарушением экономических и социальных прав, почти вполовину увеличилось число обращений, связанных с культурной тематикой. А вот притеснений пермяков в политической или гражданской сферах стало гораздо меньше.
Какую помощь получают у омбудсмена пермяки, "Российской газете" рассказала уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина.
Татьяна Ивановна, с какой тематикой приходят в вашу приемную жители края?
Татьяна Марголина: В этом году обращения граждан в основном носят социальный характер. В первую очередь это вопросы ЖКХ и здравоохранения. Достаточно много случаев, связанных с нарушением прав военнослужащих. Есть жалобы на работу полиции и судопроизводство.
Информация о самых серьезных проблемах в обществе доходит до нас с помощью коллективных жалоб. И это понятно, ведь писать их заставляют именно неразрешимые ситуации. Для меня это сигнал, что тогда речь идет о системной проблеме.
Как правило, особенного внимания требуют ситуации, если на прием приходят не женщины, которые быстрее и эмоциональнее реагируют на проблемные ситуации, а мужчины. Так, к примеру, было в Красновишерске и Оханске, где инициаторами обращения были как раз представители сильного пола.
В этих районах органы местного самоуправления решили перевести часть домовладений на индивидуальное теплоснабжение, подразумевающее демонтаж существующей системы централизованного. Люди воспротивились грядущим изменениям, посчитав, что в условиях наших уральских зим это не безопасно. Тем более, что такие планы местной власти не оставляли им права выбрать между индивидуальным и коллективным способом отопления.
Мы обратились в администрацию губернатора края и в надзорные органы. В настоящее время возможность получения тепла за счет центральной системы теплоснабжения в Красновишерске сохранена полностью, в Оханске частично.
Как скоро краевые власти реагируют на ваши замечания?
Татьяна Марголина: В Прикамье, судя по статистике в общем по регионам РФ, процент восстановленных прав выше, чем в других регионах. Как раз потому, что у нас власть оперативно реагирует на наши обращения. Более того, правительство Пермского края первым в стране приняло специальный регламент реагирования на ежегодный доклад уполномоченного по правам человека. И эта тенденция транслируется и на уровне муниципалитетов и поселений.
Приведу пример, когда в Кудымкаре и в Октябрьском районе люди обратились с жалобой, что вынуждены жить в практически непригодных для жизни домах. Правительство создало комиссию, привлекло к решению вопроса профессионалов на общественной основе. Хотя, замечу, прямой ответственности у правительства за это нет.
Одной из самых актуальных стала в 2015 году медицинская тематика. Какие проблемы можно отметить особо?
Татьяна Марголина: Здравоохранение продолжает оставаться одной из тех сфер, где время от времени возникают системные сбои. В этом году было много обращений по вопросам расторжения контрактов с руководителями медицинских учреждений. (Напомним, по решению министерства здравоохранения Пермского края осенью не продлены трудовые отношения более чем с тридцатью руководителями медучреждений, из них с шестнадцатью главврачами больниц. - прим. ред.)
Мы обсуждали тему гарантии защищенности этой категории работников с заместителем председателя правительства края Ольгой Ковтун. Принято решение, что во всех медицинских учреждениях кандидатура руководителя будет утверждаться на конкурсной основе, а трудовой контракт - заключаться сроком не на год, как это было раньше, а на три или пять лет. И тут речь идет не только о социальной защищенности или незащищенности руководителя, но и о перспективах развития всего учреждения. Ведь оно должно иметь долгосрочный план развития, а если у руководителя горизонт планирования ограничен годом, то это сужает перспективы всего коллектива.
При этом надо выработать объективные критерии оценки качества работы и результативности руководителей учреждений.
Кроме того, в медучреждениях решено создать резерв руководящих кадров, и высвобожденные ранее руководители тоже будут иметь возможность участия в конкурсах.
Какие, на ваш взгляд, критерии оценки руководителя обязательно должны присутствовать в этом перечне?
Татьяна Марголина: Не буду касаться сейчас чисто профессиональных качеств, хотя, конечно, надо обязательно учитывать приоритеты - снижение смертности, увеличение продолжительности жизни.
Но есть пункты, на которых я буду настаивать. Должность главврача - публичная, поэтому надо подумать, как при назначении руководителя учитывать общественное мнение.
Ведь если много людей жалуется на деятельность учреждения - это проблема. К примеру, я приезжаю в Чердынь, и мне выдают целый список так называемых узких медицинских специалистов, на прием к которым в силу разных причин невозможно попасть. Это свидетельствует о недоступности медпомощи. И это зона ответственности не только муниципальной власти, но и главврача.
Если к нам идут жалобы на неэтичное отношение врача к пациенту - а их в этом году по краю было достаточно много - значит, здесь что-то системно не урегулировано. И очень важна профилактическая работа. Ведь это ответственность руководителя учреждения.
Поэтому считаю, будет правильным учитывать при назначении в том числе и жалобы населения.
Какие из них особенно часто встречаются в Вашей почте?
Татьяна Марголина: Продолжают поступать жалобы от жителей отдаленных территорий на проблемы межуровневого взаимодействия медицинских учреждений при транспортировке пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Кроме того, есть жалобы на длительное, от месяца до трех, ожидание приема в краевом онкологическом диспансере. Причем даже для пациентов с соответствующим диагнозом. И это недопустимо.
Мы уже обсудили эти проблемы, но, считаю, будет целесообразным обсуждить их еще раз в ноябре на медицинском форуме.
Бурно обсуждается ситуация с жильем для детей-сирот. К части домов, сданных для них в Перми, например, не подведена вода. Много и других вопросов.
Татьяна Марголина: В июле по моей инициативе состоялось межведомственное совещание по проблемам социальной интеграции детей-сирот при переселении в специализированный жилищный фонд на территории края. И уже при его подготовке стали очевидны вопросы, требующие решения и последующего внимания общества.
Например, налицо неготовность и неумение повзрослевших сирот самостоятельно проживать в собственном доме. Начиная от управления домашним бюджетом до соблюдения норм правопорядка. В настоящее время министерством социального развития края организовано социальное сопровождение таких молодых людей на местном уровне.
Я уже побывала в домах, где живут дети-сироты в нескольких районах края, посмотрела, какая складывается практика. Будем наблюдать, как развиваются дела и достаточно ли просто усилить социальное сопровождение, или пора решать вопрос по-другому.
Кстати, мы пристально изучили вопрос - есть ли у сироты право выбора того или иного дома для проживания. И выяснили, есть. На сегодня муниципалитеты предложили министерству ЖКХ и строительства рассмотреть возможность точечного приобретения жилых помещений для лиц данной категории.