29.10.2015 16:57
Экономика

Золошлаки помогут сэкономить 120 млн при строительстве М-53 "Байкал"

Использование золошлаковых отходов пока не вызывает интереса у угольщиков и строителей Кузбасса
Текст:  Александр Пономарев (Кемерово)
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (6815)
В Кемеровской области определят пилотные проекты, направленные на решение проблемы золошлаковых отходов (ЗШО) тепловых электростанций.
Читать на сайте RG.RU

Обсуждение наболевшего для региона вопроса идет уже несколько лет, однако проведение совещаний и научно-практических конференций не приводит к ожидаемым результатам. Между тем использование ЗШО, уверены эксперты, значительно бы повысило доходность угольной энергетики, получающей возможность продажи дополнительного продукта, и могло бы стать одним из приоритетных направлений деятельности кластера глубокой переработки угля и техногенных отходов, который формируется сейчас в Кемеровской области. Несомненные плюсы также - улучшение экологической обстановки в Кузбассе и создание новых рабочих мест.

Инновационный золоотвал решит проблему хранения отходов омской ТЭЦ

Впрочем, отходы Беловской ГРЭС уже используют для получения уникальной алюмосиликатной микросферы, которая не только меняет свойства известных материалов, но и сама становится основой для создания новых. Микросфера нашла применение во многих отраслях, в том числе и в космической. Но для ее изготовления применяют только один вид золошлаков - легкую фракцию золы уноса, которая составляет всего несколько процентов от общего объема складированных отходов.

То, что эта проблема крайне злободневна для энергетиков, подтвердил на недавнем совещании в администрации Кемеровской области директор Кузнецкой ТЭЦ (Новокузнецк) Юрий Ильин. На этом предприятии объем золошлаковых отходов достигает 98 тысяч тонн в год. По словам директора, если оставить ситуацию как есть, то золоотвала станции хватит еще максимум на полтора года, а дальше неизбежно встанет вопрос о дополнительных площадях.

Руководство ТЭЦ, понимая серьезность ситуации, попыталось заранее найти понимание в администрации южной столицы Кузбасса. В земельном комитете энергетикам предложили на выбор два участка под складирование отходов - один в двенадцати километрах от предприятия, другой - в шестнадцати. При этом рассматривалась возможность использования золошлаков в качестве техногенного грунта для рекультивации горных выработок. Был даже проведен конкурс на разработку проекта такого объекта. Однако возникла новая проблема: чтобы пройти экологическую экспертизу проекта, необходимо сначала юридически перевести ЗШО в категорию золошлаковых материалов. Но подобного опыта в Кузбассе не было, и удастся ли реализовать проект (а он будет в таких условиях пилотным для региона), пока остается неясным.

Угольные предприятия на предложения энергетиков использовать золошлаки в качестве техногенного грунта при рекультивации нарушенных в результате хозяйственной деятельности земель реагируют без особого энтузиазма. Тому есть несколько причин. Прежде всего, экономическая: зачем покупать отходы у других, когда для той же рекультивации можно использовать собственные вскрышные породы? Беспокойство по поводу возможного использования ЗШО высказывают и экологи. Так, начальник департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Сергей Высоцкий отмечает, что после выемки отходов не исключена вероятность затопления выработанного пространства грунтовыми водами, и нужен длительный (не менее года) мониторинг, чтобы понять, не изменится ли качественный состав этих вод, и как это может повлиять на окружающую природную среду.

Не добавляют оптимизма и пробелы в федеральном законодательстве, равно и несовершенство нормативно-правовых актов, регламентирующих применение золошлаков в хозяйственной деятельности, что никак не мотивирует предприятия использовать ЗШО, даже если при этом производство материалов выходит дешевле. Например, в Китае был введен прямой запрет использования природного минерального сырья в автодорожном строительстве при наличии строительных материалов техногенного происхождения. Статья 18 федерального закона РФ "О недрах" дает такое же право региональным властям, но носит скорее рекомендательный характер.

Уральские заводы начали массово строить свои электростанции

Как отмечают энергетики, существующая в России система мотивации подрядных, проектных и строительных организаций, не позволяющая снижать сметную стоимость строительства дорог за счет использования более дешевых золошлаковых смесей, является одним из главных препятствий для широкого использования таких отходов в автодорожном строительстве. Хотя, по их данным, цена песка - от 600 до 1000 рублей за кубометр, а золошлаковой смеси - 250-300 рублей (с учетом доставки до потребителя).

Правда, заместитель исполнительного директора Национальной ассоциации производителей и потребителей золошлаковых отходов Андрей Николаев сообщил, что его организация готова содействовать созданию нормативно-правовой базы по переводу золошлаковых отходов в материалы, а также подготовила поправки в федеральный закон "О недрах", позволяющие использовать при рекультивации отходы от сжигания угля.

По итогам совещания в администрации области принято решение определить пилотные проекты по использованию ЗШО при рекультивации отработанных земель угольных карьеров и разрезов. А в областном центре приоритетной задачей станет применение золошлаков Ново-Кемеровской ТЭЦ при строительстве Северного обхода города Кемерово - федеральной трассы М-53 "Байкал". По предварительным оценкам, эта технология позволит сэкономить бюджету до 120 миллионов рублей, а энергетикам - на 800 тысяч тонн сократить объем накопленных в Кемерове золошлаков.

Цифра

98 тысяч тонн золошлаковых отходов в год производит Кузнецкая ТЭЦ в Новокузнецке.

Инновации Инфраструктура Дороги Кемерово Сибирь