На Смоленской площади рассказали, что 30 октября в Вену съедутся главы МИД около десятка стран. Накануне подтвердилось участие всей "четверки" переговорщиков - Сергея Лаврова, Джона Керри, их саудовского и турецкого коллег Аделя аль-Джубейра и Феридуна Синирлиоглу. Министры иностранных дел Ирана Джавад Зариф и Египта Самех Шукри также сообщили в среду, что прибудут в австрийскую столицу. Для Москвы вопрос участия Тегерана, который является ключевым союзником Дамаска, и Каира, где регулярно собираются представители сирийской оппозиции, был принципиальным. По итогам прошлой встречи Сергей Лавров признал: не должно сложиться впечатление, будто "четверка" намерена "присвоить" процесс политического урегулирования в Сирии и решать все вопросы за остальных. Россия предложила расширить "группу внешнего сопровождения" межсирийских переговоров влиятельными региональными государствами, включить в нее также всех постоянных членов СБ ООН и такие организации, как ЛАГ, Организация исламского сотрудничества и ЕС - всего около дюжины участников.
Согласие США и Саудовской Аравии - главного геополитического противника Тегерана на Ближнем Востоке - встретиться на одной переговорной площадке с иранцами можно отнести к дипломатическим успехам Москвы. Еще в июле Джавад Зариф подписывал здесь, в Вене, соглашение с "шестеркой", ставшее первым шагом на пути к снятию международных санкций с Исламской республики и прорыву ее политической изоляции на международной арене. И вот несколько месяцев спустя глава иранского дипведомства возвращается в австрийскую столицу уже в качестве одного из важнейших переговорщиков по сирийскому вопросу. Совсем недавно в Вашингтоне считали это категорически неприемлемым, однако позиция американцев стала меняться на глазах. "Лед тронулся" после переговоров Керри и Лаврова в Вене в прошлую пятницу. Тогда госсекретарь США заявил, что "в Вашингтоне не исключают в будущем участия Ирана в консультациях по Сирии, хотя сейчас этот вопрос не стоит на повестке". Не прошло и недели, в течение которой Лавров и Керри три раза созванивались по инициативе американской стороны, как официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби подтвердил согласие Вашингтона на присутствие иранской делегации, "если это поможет делу". В ней также должны принять участие главы МИД Ирака, Ливана, Катара, ОАЭ и Иордании.
"Подтянулись" и европейцы. Уже известно, что шеф дипломатии ЕС Федерика Могерини, с которой у Лаврова в прошлый раз состоялась встреча "на полях", снова будет в Вене. Заявлено участие британской и итальянской делегаций. В немецком внешнеполитическом ведомстве сообщали о намерении Франка-Вальтера Штайнмайера присоединиться к переговорам, но пока эта информация не подтвердилась. Франция будет завтра представлена главой МИД Лораном Фабиусом. Ранее французы решили провести в Париже "альтернативную" встречу по Сирии, причем принципиально без участия России. Однако перехватить инициативу им не удалось: на "рабочий ужин" в Париж Саудовская Аравия, США, ОАЭ, Иордания, Катар, Турция, Германия, Италия и Великобритания отправили дипломатов не самого высокого уровня.
Окончательно состав расширенной встречи в Вене прояснится в пятницу. Главная задача "дипломатического десанта" - запустить политический процесс в Сирии, усадив за стол переговоров представителей официального Дамаска с одной стороны и представительную делегацию объединенной сирийской оппозиции - с другой. До сих пор политическое будущее Башара Асада и его роль в предстоящем урегулировании вызывали наибольшие разногласия. Крайнюю позицию занимает Саудовская Аравия, которая по-прежнему настаивает на немедленном уходе Асада как обязательном условии начала межсирийских переговоров. Лавров констатировал, что и у западных коллег существует "одержимость по поводу фигуры сирийского президента". В Москве постоянно подчеркивают: политическое будущее страны и его руководства должны решать сами сирийцы, причем не вооруженным путем, а в ходе межсирийского диалога. 23 октября российская сторона выступила с конкретным предложением - начать составлять списки оппозиционных групп в Сирии, которые можно включить в политический процесс. Но эта задача оказалась трудновыполнимой.
Как рассказал дипломатический собеседник "РГ", между участниками консультаций в Вене нет полного согласия в том, кого считать боевиками и террористами, а кого можно отнести к "умеренной оппозиции". Взять, к примеру, курдов: американцы официально признают их своими союзниками в борьбе с "ИГ", по крайней мере, в Ираке, в то время как Турция однозначно причисляет Рабочую партию Курдистана к террористическим организациям. За день до венской встречи Анкара - один из главных союзников США по коалиции - пригрозила в одностороннем порядке наносить удары по сирийским курдам, чтобы предотвратить создание автономии вблизи своей границы.
Со своей стороны Москва ищет выходы на всех представителей "патриотически настроенной оппозиции", в том числе - выступающей против террористов с оружием в руках. На этой неделе МИД РФ впервые признал, что российскую столицу посещали и представители Свободной сирийской армии. А Сергей Лавров обратил внимание, что российские военные могли бы оказать им поддержку с воздуха для противодействия "Исламскому государству" (группировка, против которой действуют ВКС РФ, запрещена в нашей стране Верховным судом), однако американцы до сих пор отказывались предоставить нам данные о территориях, контролируемых ССА.
Между тем
Эксперты считают неслучайной "утечку" в Washington Post о том, что президент США рассматривает предложение своих советников об отправке отрядов американского спецназа на территорию Сирии для проведения там совместных операций с отрядами умеренной сирийской оппозиции. В Белом доме постарались смягчить формулировки: представители администрации Обамы заявили, что Соединенные Штаты не намерены разворачивать в Сирии масштабную операцию, подобную кампаниям в Ираке и Афганистане. При этом глава Пентагона Эштон Картер, выступая в среду в сенате, не исключил, что американские военные в том или ином формате будут участвовать в наземных операциях против "ИГ".