30 октября в Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные этой тематике. Глава профильного комитета палаты Константин Косачев обратил внимание на то, что в последнее время международное наблюдение стало в большей степени следить за соблюдением прав человека в принципе. В результате встречаются факты двойственных или многоплановых соображений, противоречащих признанию того, что только население страны в конечном итоге решает вопрос о легитимности процесса выборов и доверии к его результатам.
В качестве примера Косачев привел практику так называемых предварительных заявлений Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ), публично озвучиваемых на следующий день после выборов и нередко содержащих явно политические оценки. По мнению сенаторов, подобные заявления служат искусственным катализатором общественных протестов и митингов против результатов выборов. Примечательно, что в половине случаев подобные заявления БДИПЧ ОБСЕ приходятся на страны СНГ и балканские государства.
В связи с этим члены Совфеда намерены инициировать разработку и принятие резолюции об универсальных стандартах оценки выборов в рамках Межпарламентского союза, который является глобальной, политически неангажированной и авторитетной международной структурой. Любые же попытки России и других неконтролируемых Западом государств добиться универсализации стандартов выборных процедур до этого жестко блокировались уже на организационном уровне.
Глава ЦИК Владимир Чуров согласился с тем, что международное наблюдение за выборами необходимо очистить от политики и перевести на профессиональные рельсы. Именно поэтому он считает, что можно и нужно говорить о создании свода строгих правил международного наблюдения на выборах. "Иначе размывается тонкая грань между соблюдением демократических норм и вмешательством в дела суверенного государства", - пояснил руководитель ведомства. Пока что в международном наблюдении за выборами доминирует политика. "Политическая составляющая - это где-то 90% задач, которые ставятся перед институтами международного наблюдения всеми сторонами. Остальные 10% - это обмен опытом", - сказал он.
Мысль Чурова продолжил глава Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов, подчеркнув, что необходим международный акт, а в последующем, возможно, и разработка на его базе российского закона о гарантиях деятельности международных наблюдателей на выборах. Эксперт, в частности, полагает, что следует запретить миссиям международных наблюдателей обнародовать свои заявления до официального окончания избирательной кампании в стране.
Присоединился Владимир Чуров и к сенаторской критике БДИПЧ ОБСЕ, предложив до конца этого года или в первой половине следующего провести независимый открытый финансовый аудит этой организации с участием счетных палат государств-членов ОБСЕ. По его мнению, организация не вполне рационально распоряжается средствами, которые выделяются членами ОБСЕ на ее деятельность. Так, например, имея крупный бюджет на обеспечение безопасности, она не направила международную наблюдательную миссию на выборы в Киргизии. "В итоге я поехал туда с одним сотрудником. Миссия БДИПЧ ОБСЕ, включив в строку на обеспечение безопасности немалую сумму, вообще отказалась ехать в Ош", - посетовал глава ЦИК.
Как ожидается, по итогам парламентских слушаний члены Совфеда примут рекомендации, в которых будут учтены все предложения председателя ЦИК, а также специалистов по избирательному праву, принимавших участие в слушаниях.