Напомним, что американское правосудие обвиняет режиссера в "незаконном половом сношении с женщиной до 18 лет" - соответствующая формулировка по сей день сопровождает фотографию молодого еще Полански на сайте Интерпола. Речь идет об истории, случившейся в США в 1977 году, когда 13-летняя модель Саманта Геймер обвинила Полански в принуждении к сексу. Режиссер пошел на сделку с правосудием и признал себя виновным, но перед оглашением приговора из опасения, что судья не сдержит обещание, бежал из США в Европу. С тех пор он не появлялся в Америке, и даже не смог лично получить премию "Оскар" лучшему режиссеру за фильм "Пианист" в 2002 году.
Суд по делу об экстрадиции Полански проходил без главного фигуранта - режиссер, хоть и находится в Кракове, на заседании, по словам его адвоката Яна Ольшевского, решил не присутствовать "по эмоциональным причинам". В ходе заседания суда адвокат режиссера призвал отклонить запрос об экстрадиции. В качестве одного из доводов в пользу такого решения защита привела аргумент, ставший решающим в ходе подобного процесса в Швейцарии в 2009 году - некорректность запроса американских правоохранителей, которые отказали швейцарскому суду в предоставлении протокола допроса прокурора Роджера Гансона, занимавшегося делом Полански в 70-е годы. По данным СМИ, из этого протокола следовало, что в ходе заседания суда 19 сентября 1977 года судья однозначно пообещал адвокатам сторон, что 42 дня, которые Полански провел в психиатрическом отделении калифорнийской тюрьмы, полностью покрывают наказание в форме лишения свободы, которое он должен был понести за свои действия. Тем временем, если эта информация соответствует действительности, то сам процесс и обоснованный им запрос о выдаче не имеют оснований. По этой причине в 2010 году швейцарское правосудие отклонило запрос американских правоохранителей.
Как сообщил в своем Twitter находящийся в зале краковского суда репортер информационного агентства IAR Павел Павлица, на заседании адвокат режиссера воззвал: "Полански - не фашист, чтобы преследовать его до самой смерти. Он жертва холокоста!" Действительно, родившийся в 1933 году в Париже в еврейской семье Реймонд Тьерри Либлинг (Роман Полански) в возрасте 3 лет вместе с родителями переехал в Польшу - в Краков. Во время немецкой оккупации семья оказалась в краковском гетто. Мать погибла в одном из нацистских концлагерей, отцу удалось выжить, и после войны разыскать сына. До этого маленького Романа укрывали местные жители. Его юность прошла в Польше, здесь же началась блистательная карьера Романа Полански как актера и режиссера. Несмотря на то, что в 60-е годы он переехал на Запад,Полански сохранил польское гражданство, часто приезжает на вторую Родину, вместе с женой - известной французской актрисой Эммануэль Сенье - регулярно отдыхает в Кракове, а в последнее время планировал снимать здесь свой новый фильм по новелле английского писателя Роберта Харриса "Офицер и шпион" о знаменитом процессе Альфреда Дрейфуса.
Год назад Роман Полански был официально приглашен на открытие Музея Истории Польских Евреев, что дало американцам формальный повод направить в местную прокуратуру запрос о его экстрадиции. В конце октября 2014 года режиссер явился в прокуратуру города Краков, где дал показания и был отпущен. Тогда официальный представитель прокуратуры Богуслава Марчинковска пояснила "РГ": "После беседы с Романом П. прокурор пришел к выводу, что в его задержании нет необходимости, и не стал обращаться в суд с соответствующим ходатайством. Тем более, что Роман П. и его представители дали абсолютные гарантии того, что он будет доступен для органов правосудия и, в случае необходимости, явится в прокуратуру или в суд по первому же вызову. Мы не знаем, где он проживает - он свободный человек, но, когда по его делу проходят какие-либо действия, он обязан быть в Польше".
25 февраля текущего года режиссер в течение 9 часов давал показания в краковском суде. Он отказался рассказывать журналистам подробности заседания, которое, по просьбе потерпевшей и самого Полански, проходило в закрытом режиме. "Это было мучительно и в некотором смысле болезненно, - признался им режиссер, - ведь мне пришлось вернуться к вещам, о которых я хотел бы забыть".
Теперь Полански может приступить к съемкам нового фильма, о котором его продюсер Роберт Бенмусса сказал: "Мы должны быть уверены, что никакие правовые вопросы не приведут к неожиданному срыву съемок. Мы не можем работать с отрядом спецназа на голове. У нас должно быть официальное подтверждение, что режиссер будет в Польше в полной безопасности".