Хотелось бы верить, что связано это прежде всего с преодолением кризиса в театре и, на фоне всех общественных потрясений, с всплеском массового интереса к данному роду искусства. Но реальность гораздо прозаичнее: объявлению афиши предшествовал скандальный интернет-разогрев, который сработал эффективней любой рекламы и привлек к театральному фестивалю внимание даже тех, кто никогда театром и не интересовался. Но обо всем по порядку.
Чтобы сформировать афишу "Золотой маски" 2016 года, два экспертных совета - музыкального театра под председательством Екатерины Бирюковой и драматического театра и театра кукол, возглавляемого Александром Висловым, - отсмотрели 774 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и более чем в ста городах России. Итогом их работы стала прежде всего впечатляющая статистика и география обновленной "Золотой маски". В конкурсной программе 2016 года - 45 процентов номинантов из регионов (что по сравнению с преимущественно московско-питерской афишей прошлых годов - настоящий региональный прорыв). Помимо постоянных участников "Золотой маски" появилось много новых имен и новых городов, которые наверняка привлекут к фестивалю и новых зрителей, небезразличных к судьбам неизвестной российской театральной провинции.
Так, впервые в афише появятся театры из города Серова (Театр драмы им. А.П. Чехова, спектакль "Трамвай "Желание"), Новокуйбышевска (Театр "Грань", спектакль "Таня-Таня") и Ижевска (Русский драматический театр Удмуртии, "Маленькие трагедии"). Масштаб размаха предстоит от Большого театра в Москве до небольшого уже упомянутого Театра "Грань" в Новокуйбышевске, в штате которого всего семь человек, и занимают они небольшой уголок в местном доме культуры. Все спектакли разные, но все, по мнению экспертов, - лучшие. "Мы старались по максимуму увидеть все, - рассказывал председатель экспертного совета драматического театра и театра кукол театровед Александр Вислов. - Лично у меня было 36 командировок. Многое в афишу не вошло. Мне жаль одни не попавшие в короткий список спектакли, многим моим коллегам - другие... Но когда все недовольны, значит, мы хорошо поработали".
Всего в 212 номинациях предстоящей "Золотой маски" будет представлено 54 театра. Лидерами по количеству номинантов являются такие города, как Пермь и Екатеринбург, а из театров - Александринка и БДТ. Александринский театр на "Маске" представлен спектаклями Валерия Фокина "Маскарад. Воспоминания будущего" и Марата Гацалова "Теллурия"; БДТ - сразу тремя постановками "Zholdak dreams" (режиссер Андрий Жолдака), "Человек" (Томи Янежич) и "Пьяные" (Андрей Могучий). Из питерцев в афише драматического театра также фигурируют Театр Ленсовета ("Кабаре Брехт" Юрия Бутусова) и ТЮЗ им. Брянцева ("Беккет. Пьесы" Дмитрия Волкострелова).
Полная региональная программа конкурса доступна на официальном сайте "Золотой маски". А Москву в драме представлять будут "Студия театрального искусства" ("Самоубийца" Сергея Женовача), Театр им. Вахтангова ("Бег" Юрия Бутусова), РАМТ ("Нюрнберг" Алексея Бородина), Театр наций ("Сказки Пушкина" Роберта Уилсона), "Мастерская Петра Фоменко" ("Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски), МТЮЗ ("Кто боится Вирджинии Вулф?" Камы Гинкаса), лаборатория Дмитрия Крымова театра "Школа драматического искусства" ("О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова), Электротеатр "Станиславский" ("Человеческое использование человеческих существ" Ромео Кастеллуччи). И, внимание, - спектакли Кирилла Серебренникова "Обыкновенная история" Гоголь-центра и Константина Богомолова "Юбилей ювелира" МХТ им. Чехова. По ряду причин. Во-первых, де-факто: несмотря на все скандалы в соцсетях и эмоциональные высказывания режиссеров на своих страницах о нежелании участвовать в конкурсе фестиваля, оргкомитет "Золотой маски" никаких официальных отказов ни от Серебренникова, ни от Богомолова не получал. Во-вторых, де-юре: существенное дополнение - если Кирилл Серебренников, как руководитель "Гоголь-центра", вправе решать, участвовать или не участвовать его коллективу в каком-либо конкурсе и фестивале, то Константин Богомолов, как приглашенный режиссер, может снять только свою фамилию с номинации "работа режиссера", но не отвечать в контексте "Золотой маски" за весь Московский Художественный театр. И в-третьих, самых главных, - претензии Серебренникова и Богомолова относились к нескольким членам экспертного совета будущей "Золотой маски" 2017 года, которые только сейчас приступают к своей работе и к формированию афиши из премьер начавшегося театрального сезона и которые, по мнению режиссеров, не могут непредвзято оценивать их постановки. Так что данный конфликт - с виртуальной перспективой и с пролонгацией на будущее. Если, конечно, об этом "мильоне терзаний" в 2017 году еще кто-нибудь вспомнит.
Кстати
Кирилл Серебренников также номинирован на "Золотую маску" и в разделе музыкального театра как режиссер балета "Герой нашего времени" Большого театра.
Позицию Союза театральных деятелей - учредителя "Золотой маски" - после пресс-конференции озвучил председатель СТД России Александр Калягин: "У режиссера был эмоциональный всплеск. Но он должен прислушиваться и к своему театру. Чем сильнее ты режиссер, тем нужно быть скромнее в своих стремлениях доказать, что ты лучший. Одно дело - привлечь внимание к себе, а другое дело - просто творить, потеть и творить". На официальном сайте СТД РФ Калягин прокомментировал ситуацию с Серебренниковым и Богомоловым подробнее: "Хочу обратиться к этим молодым талантливым режиссерам: друзья мои! Смирите гордыню. Ведь так можно дойти и до полного абсурда - не пускать зрителей на свои спектакли, пропускать их через специальные защитные рамки и допускать только избранных - тех, кто достиг понимания, кто способен оценить ваше творчество по достоинству…
Нельзя забывать, что театр - это социальный институт. Это часть общества, которое совсем неоднородно, составлено из различных групп граждан, разных по своему социальному статусу, исповедующих разные религии и в силу этого думающих по-разному. И что? Я уверен, что как раз театр и должен заниматься важнейшей миссией объединения.
Вам не нравится состав экспертного совета, поскольку в него вошло два-три человека, которые, допускаю, по весьма серьезным соображениям вас не устраивают... Мы должны учитывать их мнения или нет? Если мы хотим быть толерантными, по-европейски терпимыми к другому, то, значит, должны. Надеюсь, вам понятно, что мы никогда не соберем экспертный совет, который одобрят абсолютно все… Я хочу призвать всех: уважайте себя, уважайте мнение ваших коллег, уважайте противоположные эстетические взгляды. Ни у кого нет права узурпировать театральную эстетику, заявлять, что вот это главное, а это второстепенное. Время все расставит на свои места. Важно, чтобы в истории от нас остались талантливые спектакли, а не скандалы, склоки, хамские реплики в социальных сетях и различные проявления нетерпимости". Полный текст - на сайте СТД РФ.