В Крыму дрова - вещь нужная, их не хватает в глубинке, где дома все еще отапливают по старинке. Но для художника дрова не топливо, а инструмент достижения сверхцели в творчестве.
Крымскому резчику Николаю Гаврисю, который придумал собственную технику, условно названую "резьбой с торца", для открытия личной выставки пришлось нарезать миллиметровыми ломтиками древесину десятка пород. Из них набирается разноцветное (но без использования краски) узорное крыло бабочки, стрекозы, оперение колибри или усы жука-носорога. При торцевой нарезке древесина крошится - эта работа весьма деликатная. Но художнику она уже дается легко - за полтора десятка лет руки и глаза наловчились.
По выставке зрители ходят с лупами, чтобы рассмотреть 3D-живопись в деталях.
Небольшую фигуру хамелеона Гаврись собирал из древесины пятнадцати пород полтора месяца, работая ежедневно. Не меньше времени требуется на создание цветочных лепестков. Хризантемы, к слову, от настоящих отличает лишь древесный смолянистый запах, а издалека кажется, что они из Никитского ботанического сада.
- После армии работал водителем, после перестройки - на рынке продавцом, - рассказал Николай. - Потом "раскрутился" - на пару с приятелем открыл торговую точку. Закарпатские торговцы привозили на крымский рынок шедевры местных резчиков. Я долго изучал их и решил попробовать сделать нечто подобное. И увлекся резьбой, посвятив 16 лет поиску собственной техники. Тратил на это время даже тогда, когда мое хобби не находило ни отклика, ни заказчиков.
Сегодня в копилке мастера несколько десятков пород деревьев для новых картин. Обычные на вид коряги и поленья могут стоить немалых денег: например, за полуметровую доску черного дерева Николай отдал 300 долларов. Пришлось, ведь в Крыму черного дерева нет даже в ботаническом саду, а для картины иногда нужно не менее 50 оттенков черного или серого.