В одной только ИК № 4, что на улице Авторемонтной в Тюмени, пустует 3,5 тысячи квадратов. Все они в капитальных зданиях, обеспечены коммуникациями, имеют хорошие подъездные пути. Прежде здесь продуктивно функционировали цех деревообработки, пилорама, продукции выпускалось на 30-40 миллионов рублей в год. Сегодня цех стоит. Полторы тысячи квадратов не задействовано и в "двойке". В ИК №1, что в самом центре Тюмени, свободно 900 квадратных метров. Сегодня здесь в основном занимаются металлообработкой - производят армейские кровати, металлические изделия для нефтяной промышленности. Но есть возможность также выпускать деревянные срубы, пластиковые окна, швейную продукцию. Сейчас все это изготавливается в небольших объемах, в результате недозагружены три просторных цеха. Пустуют и некоторые помещения в других колониях.
Как результат - работой обеспечена лишь треть заключенных, тогда как по закону каждый отбывающий наказание обязан трудиться. Причина сложившейся ситуации сугубо рыночная: нет сбыта продукции, поясняют в региональном УФСИН. Те же швейные и обувные цеха выпускают неплохие по качеству изделия - униформу, сапоги и туфли для спецконтингента, но поскольку товары специфические, то реализовать их поштучно практически невозможно, оптом тоже непросто. Большинство закупок для госструктур, к примеру силовых ведомств, осуществляется через госконтракты, заказчикам нужны значительные объемы, обеспечить их колонии не в состоянии. В том числе и из-за того, что большинство станков, на которых работают осужденные, выпуска 70-х годов прошлого века.
В службе исполнения наказаний полагают: сотрудничество с бизнесом может быть выгодно обеим сторонам. Предприниматели помогли бы колониям модернизировать производство, найти новые рынки сбыта и в итоге заработать. Причем рассматривается возможность не только расширения существующих производств, но и организации новых. Некоторые ИК самостоятельно пытаются искать свободные и потенциально выгодные ниши. Так, в первой колонии наладили производство киселя. Благодаря новому цеху, который обеспечил работой 15 заключенных, общая годовая выручка учреждений ФСИН региона выросла сразу на треть: в прошлом году они заработали 300 миллионов рублей, а по итогам нынешнего ожидается уже 400. Тюменский кисель подают на обед в тюрьмах 26 регионов страны. Правда, удастся ли колонии выиграть госконтракт на следующий год, неизвестно. Партнерство с бизнесом позволило бы найти дополнительный рынок сбыта.
Насколько выгодно коммерсантам обосноваться за колючей проволокой, в частности, в какую сумму обойдется аренда, в УФСИН пока не говорят: в каждом случае условия будут обсуждаться индивидуально. Но что однозначно здесь дешевле - это рабочая сила.
- На заводах сварщик шестого разряда сегодня зарабатывает от 70 до 100 тысяч рублей в месяц. У нас специалист той же квалификации получает 20 тысяч, - приводит пример начальник центра трудовой адаптации осужденных ИК № 1 Александр Лавров.
Причем это максимальная зарплата. В среднем же осужденные получают почти вдвое меньше. Следовательно, себестоимость произведенной на зоне продукции будет существенно ниже, чем за ее периметром. В случае необходимости колонии готовы доучить для предпринимателей нужных работников: за колючей проволокой работают филиалы трех профучилищ, обучение ведется по 21 специальности.
Глава регионального управления ФСИН Вадим Версткин отмечает: колонии заинтересованы в обеспечении работой как можно большего числа осужденных, чтобы отбывающие наказание имели возможность выплачивать деньги по судебным решениям. Да и когда человек занят делом, у него нет дурных мыслей.
Сотрудничать с бизнесом готовы не только колонии Тюмени. В ИК № 6 Ишима еще с советских времен действует швейная фабрика. Довольно большое помещение в четыре этажа могло бы использоваться с куда большей отдачей, чем сейчас. Найти постоянных партнеров в лице предпринимателей хотели бы и в "девятке", которая расположена под Тобольском. Как рассказал главный инженер регионального УФСИН Андрей Рукосмотров, исправительное учреждение взяло в аренду на 49 лет лесной участок. Есть рабочая сила, минимальный набор инструментов, но нет лесозаготовительной техники. Ее мог бы обеспечить бизнес.
Руководство Торгово-промышленной палаты региона надеется, что партнерство сложится. Как отмечает президент ТПП Эдуард Абдуллин, к сотрудничеству с УФСИН палата шла долго, разговоры велись, но до дела никак не доходило. Хотя отдельным предпринимателям удалось установить контакт с колониями напрямую и начать работать.
- Многие представители бизнес-сообщества с недоверием отнеслись к предложенному формату сотрудничества. Но мы рассматриваем все варианты, чтобы дать компаниям возможность и заработать, и сэкономить, - говорит Эдуард Абдуллин.
Впрочем, как показала первая экскурсия за колючую проволоку, интерес к подобному сотрудничеству у предпринимателей есть. Один из экскурсантов - представитель швейного предприятия - после визита, похоже, всерьез задумался об организации в колонии производства меховых изделий.