Разработка этого закона началась после ареста нескольких российских государственных активов в Европе. Напомним, что третейский суд в Гааге удовлетворил иск бывших акционеров "ЮКОСа" на астрономическую сумму - более 50 млрд долларов. Это значит, у России в теории могут отобрать огромную часть ее зарубежного имущества в Европе.
Почти сразу были наложены аресты на российское госимущество в Бельгии. Позднее в Бельгии и Франции были арестованы счета агентства "Россия сегодня". И в Париже арестовали здание, принадлежащее управлению делами президента России. Эксперты сразу после этих арестов заявили, что на уровне национального законодательства необходимо предусмотреть правовые возможности для ответных мер. И вот они появились. Новый закон даст нашему суду право ограничивать юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его собственности на территории нашей страны "на принципах взаимности".
Иностранное государство, которое предъявило иск в российский суд, вступило в разбирательство или предприняло иное действие по существу дела, будет признано отказавшимся от судебного иммунитета. В соответствии с документом российский суд сможет ограничивать юрисдикционный иммунитет тем государствам, которые предоставляют России меньший иммунитет, чем им Россия. У нашей страны уже были проблемы с арестом активов. Это несколько лет назад попробовала сделать швейцарская фирма Noga.
Тогда правительство России подавало во Франции судебный иск против швейцарской компании с требованием возместить солидный ущерб, причиненный незаконным арестом компанией российского имущества. Мы этот иск выиграли. Компании Noga предписано возместить ущерб Банку России.