На первый взгляд, между этими событиями нет ничего общего, за исключением, пожалуй, временного фактора - оба мероприятия состоялись в один день. Утром глава МИД РФ еще стоял за парижской трибуной, а вечером уже "обживал" берлинские стулья. И все же выступление Лаврова в ЮНЕСКО и очередной министерский раунд переговоров по ситуации на Украине объединяет стремление Москвы и в том, и в другом случае придать новый импульс пробуксовывающим политическим процессам.
Поэтому на 38-ой сессии ЮНЕСКО речь Лаврова звучала отнюдь не по-юбилейному. Кроме сдержанных поздравлений в адрес международной организации, которая "уверенно утвердилась в качестве надежной гуманитарной опоры глобальной архитектуры", министр обратился к тем негативным тенденциям, которые Москва наблюдает в деятельности ЮНЕСКО по направлениям, относящимся к ее компетенции. Это "политизация гуманитарных связей, равно как и деятельности самой ЮНЕСКО", что, по мнению Лаврова, "идет вразрез с основополагающими принципами организации". В качестве примера глава МИДа привел попытки ряда стран протолкнуть в число членов ЮНЕСКО территорию Косово в качестве самостоятельного государства.
Напомнил министр о "практике применения отдельными странами дискриминационных мер в отношении деятелей культуры и искусства, запретов на ввоз выставочных экспонатов, не говоря уже о сносе памятников героям Второй мировой войны в политкорректной Европе". Министр не стал публично называть отличившиеся "антиюнесковским духом" государства, хотя перечень их деяний неоднократно попадал в российские СМИ - в Польше, Молдавии, республиках Прибалтики и на Украине многое из упомянутого Лавровым носит гипертрофированный, нарочито публичный характер.
Москва предложила принять в ЮНЕСКО "международный документ в поддержку свободного характера обменов и сотрудничества в области культуры, искусств, науки и образования". На кратком пресс-подходе Лавров напомнил еще об одном важном направлении в деятельности ЮНЕСКО - обеспечении свобод журналистов, в том числе российских, работающих за рубежом, чьи права преднамеренно ущемляют власти ряда считающих себя демократическими стран.
"Мы рассчитываем, что ЮНЕСКО сможет исправить эту ситуацию", - сказал министр, обращаясь к генеральному директору организации Ирине Боковой. Та безмолвствовала.
После выступления Лаврова в ЮНЕСКО, где он не в первый раз стремился "подтолкнуть" эту организацию к более активному поиску консенсуса при решении международных гуманитарных задач, министр иностранных дел России направился в Берлин. МИД РФ объяснил, что в "нормандской четверке" Москва будет стремиться придать "импульс конфликтующим сторонам, чтобы они выполняли принятые обязательства".
Переговоры глав внешнеполитических ведомств России, Франции, Германии и Украины проходили на фоне поступающей из зоны конфликта информации об участившихся обстрелах позиций ополченцев на Донбассе и угрозах Киева выйти из мирного процесса, вернув ранее отведенную военную технику на позиции. Судя по публично озвученным Лавровым итогам дискуссии, ее участники вновь напомнили официальному Киеву о его обязательствах. Причем, как злободневного характера - например, до 14 ноября завершить отвод вооружений калибром до 100 миллиметров и в перспективе договориться с представителями ДНР И ЛНР о сроках отвода вооружений калибром более 100 миллиметров, так и об обязательствах стратегических. Речь идет о зафиксированных в Минских соглашениях политических аспектах урегулирования - проведении на Донбассе согласованных местных выборов, объявление амнистии участникам боевых действий, реализации Украиной конституционной реформы и наделение Донбасса особым статусом. Но все же главное, что участники берлинских переговоров вновь подтвердили безальтернативность минских договоренностей и их пролонгацию на 2016 год.
Сработает ли в отношении урегулирования на востоке Украины полученное Киевом на нынешней берлинской встрече "ускорение"? В Москве рассчитывают, что участники министерской "четверки" направили ясный сигнал членам контактной группы по Украине о необходимости дальнейших шагов, отраженных в минском плане. Зафиксированные в последние дни наблюдателями нарушения режима прекращения огня на Донбассе, по словам Лаврова, "не носят массовый характер" и могут быть связаны со стремлением националистических группировок надавить на больную точку Киева, вновь продемонстрировав свое влияние президенту Украины Петру Порошенко.