О том, как налажен этот процесс и насколько востребованы в отрасли выпускники профильного вуза, "РГ" рассказывает ректор Московского института стали и сплавов Алевтина Черникова.
Как сегодня обстоят дела с подготовкой инженерных и IT-кадров в России?
Алевтина Черникова: В последние годы наблюдается рост интереса к инженерной профессии: в наш вуз ежегодно приходит все больше талантливых мотивированных абитуриентов. Достаточно сказать, что средний балл ЕГЭ по результатам приемной кампании 2015 года вырос по сравнению с прошлым годом почти на пять пунктов, с 74,6 до 79,4. Мы стремимся привлекать молодежь не только из Москвы, но и со всей России. Сейчас в университете проходят обучение представители всех регионов нашей страны и граждане 59 стран мира.
Не секрет, что минкомсвязь активно работает над привлечением молодежи в IT-специальности. Увеличился ли набор по этим направлениям в этом году?
Алевтина Черникова: В соответствии со стратегией развития университета мы не ставим себе задачу увеличения контрольных цифр приема, делая основной упор не на количество, а на качество. Наша цель - привлечение лучших абитуриентов, именно на это направлена программа профессиональной навигации. Про дефицит специалистов в сфере информационных технологий хотелось бы отметить, что это проблема не только России. Она наблюдается во всем мире и связана с постоянным совершенствованием технологий.
Какие направления были наиболее востребованы среди ваших абитуриентов в этом году?
Алевтина Черникова: Наибольшим спросом у абитуриентов, поступивших в этом году на бакалавриат и специалитет, пользовались специальности, связанные с информационными и нанотехнологиями. На 25 мест специальности "Информационные системы и технологии" заявления подали 902 человека (конкурс - 36 человек на место). На 25 мест "Прикладной информатики" было 726 желающих (конкурс - 29 человек). 25 мест было выделено и на специальность "Нанотехнологии и микросистемная техника", заявления подали 656 человек (конкурс - 22,6). Вырос конкурс и на традиционные инженерные специальности: "Электроэнергетика и электротехника" - 24,3 человека, "Физические процессы горного или нефтегазового производства" - 18,7.
Как обстоят дела с трудоустройством в отрасли? Сложно ли сегодня инженеру получить работу?
Алевтина Черникова: Те из выпускников, кто сознательно стремится стать хорошими специалистами и со студенческой скамьи прикладывает к этому усилия, не остаются незамеченными работодателями. Наши выпускники работают в разных сферах в России и за рубежом. Например, на металлургических и горных производственных комплексах, в ведущих IT-корпорациях и промышленных холдингах, в научно-исследовательских центрах и на госслужбе. Среди аспирантов трудоустройство стопроцентное: примерно 80 процентов остаются в науке и образовании, 20 процентов идут на работу в бизнес-структуры.
Что касается филиалов вуза, то каждый из них ориентирован на конкретного работодателя, чаще всего это градообразующее предприятие. Филиал в Выксе нацелен на подготовку кадров прежде всего для ОМК, Старый Оскол и Новотроицк работают в тесном сотрудничестве с холдингом "Металлоинвест". Через системную и комплексную работу с работодателями, через построение компетентностной модели выпускника выстраивается оптимальная система подготовки специалистов, в том числе и через участие работодателей в подготовке и реализации образовательных программ. На московской площадке несколько иной вектор - здесь студенты получают больше фундаментальных знаний, поэтому магистратуру, как правило, все студенты заканчивают в столице.
Сейчас из многих процессов исключаются работники и их заменяют "умные" системы. Каких отраслей это касается? Происходят ли подобные изменения в промышленности и металлургии?
Алевтина Черникова: Происходит смена технологических укладов. Все большее значение и развитие получают такие отрасли, как нано- и биотехнологии, наноэнергетика и молекулярные технологии, происходит переход от обрабатывающей к аддитивной промышленности, создаются материалы с заданными свойствами. И сегодняшнее количество людей в сферах, куда приходят новые технологии, становится избыточным. Бизнес вкладывается в развитие производства и в металлургической промышленности, достигает его большей автоматизации. Например, раньше в городе работали четыре угольные шахты, добывавшие четыре миллиона тонн угля в год, а теперь, после модернизации, тот же объем способна производить всего одна шахта. С точки зрения бизнеса - это экономия, с точки зрения государства - социальные проблемы, особенно чувствительные для моногородов. Именно поэтому уделяется столько внимания вопросам профессиональной переподготовки людей, трудовой миграции и развитию профессиональной мобильности. В нашем вузе работает институт непрерывного образования, который призван решать такие задачи.
Университет является базовой организацией по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров для горно-металлургической отрасли, а также современного материаловедения и переработки промышленных отходов. По совместным программам переподготовки и повышения квалификации проходят обучение руководители и специалисты промышленных предприятий не только из России, но и из стран СНГ. Успешно реализуются масштабные проекты с предприятиями Казахстана (проекты по повышению квалификации сотрудников Казахмыса, Ульбинского металлургического комбината), Узбекистана (Джизакский аккумуляторный завод), Таджикистана, Украины и других государств.
Какие инженерные специальности востребованы сегодня в металлургии? Существует ли дефицит кадров в этой отрасли?
Алевтина Черникова: На этот вопрос нельзя ответить "в общем", необходимо делать поправку на региональный аспект. Скажем, в Москве большим спросом пользуются специалисты по материаловедению, металловедению, металлургии вторичных ресурсов. Востребованы профессионалы в проектировании металлургического оборудования, сертификации и стандартизации. А в регионах, на производстве, устойчивый спрос на инженеров-технологов (прокатное производство или сталеплавильное производство), инженеров процесса, специалистов по автоматизации производственных процессов. С каждым годом все сильнее растет спрос на инженеров-исследователей для работы в инженерно-технологических центрах на меткомбинатах.
Какие специальности в сфере промышленности, на ваш взгляд, будут востребованы в будущем?
Алевтина Черникова: Мир стремительно меняется, и список актуальных инженерных профессий постоянно обновляется. Однако магистральные направления запросов промышленности можно выделить уже сейчас. К примеру, очевидной тенденцией является усиление позиций материаловедения: на это указывают и случившийся в последние годы настоящий прорыв в сфере биотехнологий и биоматериалов, развитие аддитивных технологий и т.п. Это направление быстро развивается.
Каким образом строится взаимодействие между вузом и предприятиями? Существуют ли программы взаимодействия, по которым студенты, например, могут проходить стажировку?
Алевтина Черникова: С предприятиями реализуется множество проектов в образовательной, научно-исследовательской деятельности, а также программа стажировок и практик. Работу эту ведет Центр карьеры. Наши партнеры - Металлоинвест, ОМК, "Евраз", НЛМК и другие компании - берут студентов на оплачиваемую практику. "Норникель" к тому же проводит летнюю горную школу, там проходят занятия и мастер-классы. А, например, партнерство с компанией "Каракан Инвест" предполагает не только практику, но и последующее трудоустройство выпускников.
Какие требования предъявляют компании и предприятия к молодым специалистам? Действительно ли, на ваш взгляд, существует разрыв между учебными программами и реальными требованиями бизнеса? Как можно нейтрализовать этот разрыв?
Алевтина Черникова: Сегодня при обучении практическая компонента образования не менее важна, чем теоретический курс. Чтобы выпускать конкурентоспособных специалистов, сотрудничество с бизнес-сообществом постоянно расширяется. На всех уровнях образования внедряется проектный подход - все аспиранты участвуют в решении реальных научно-исследовательских задач, входят в состав творческих научных коллективов. Такая же система выстраивается для магистрантов. Будущие бакалавры пока не готовы участвовать в серьезных научных разработках, поэтому для них нашлось другое решение: вместе с работодателями - ведущими российскими компаниями - вуз разрабатывает бизнес-кейсы с реальными производственными задачами. Такие кейс-чемпионаты проводятся совместно с "Норникелем", "Евразом", "Северсталью", "Еврохимом", СУЭК.
Есть и прямые договоры с компаниями по подготовке нужных им специалистов. Я уже упоминала "Каракан-инвест", и примеров подобного сотрудничества немало. Так, с конца прошлого года совместно с компаниями "Борлас" и Siemens PLM Software вуз реализует новую магистерскую программу для подготовки перспективных кадров в области управления жизненным циклом изделия.
Подытоживая, хочу сказать, что сегодняшнему выпускнику недостаточно только профессиональных навыков, он должен научиться работать в команде, принимать вызовы времени, ставить перед собой амбициозные задачи и решать их.