10.11.2015 00:22
Общество

Осужденные исправительной колонии отвоевали у чиновников квартиры

Осужденные исправительной колонии отвоевали у чиновников квартиры
Текст:  Наталья Граф
Российская газета - Федеральный выпуск: №253 (6824)
Впервые по решению суда в Омской области ключи от квартир получили четверо осужденных из исправительной колонии N 9. На очереди еще двадцать сирот, которые, находясь на свободе, не смогли обрести крышу над головой из-за "забывчивости" чиновников.
Читать на сайте RG.RU
Женщин-заключенных перед освобождением познакомят с последней модой

Воспитатели колонии надеются, что собственный угол поможет арестантам начать новую жизнь после выхода на волю. Ведь основная причина рецидивов, особенно среди несовершеннолетних - отсутствие социальной реабилитации.

- Судьбы у них, как правило, одинаковые, словно под копирку: интернат - детская колония - взрослая колония, - рассказывает старший инспектор группы социальной защиты осужденных ИК N 9 Оксана Воронина. - На воле они никому не нужны, жить им негде. Поскитаются, да и возвращаются в колонию обратно.

Листая дела "подопечных", Воронина обнаружила еще одну закономерность - жизнь многих из них пошла по наклонной сразу после выпуска из детдома. По неизвестным причинам сотрудники службы опеки не стали добиваться того, чтобы сироты получили жилье, положенное им по закону. Более того, в некоторых случаях именно из-за разгильдяйства должностных лиц вчерашние дети были вынуждены выйти на "большую дорогу".

У 24-летнего, неоднократно судимого за имущественные преступления Антона Морозова мама умерла, когда ему было 14 лет. Своего отца он не помнит вообще.

- Я сам пошел в службу опеки Советского округа с просьбой взять меня в детский дом, - вспоминает Морозов. - Но там сказали, что мест нет, и посоветовали приходить через год. Я ночевал, где придется - скитался по подъездам и подвалам домов. На кражу решился, так как очень хотелось есть. Забрался в квартиру к незнакомым людям, нашел там деньги и сразу же пошел в магазин.

Тюрьма стала для Морозова родным домом в буквальном смысле этого слова. В первый срок он окончил за колючей проволокой 9 классов. Во второй сдал экзамены за 11-й класс и получил аттестат. В третий освоил профессию слесаря-сантехника. Помимо этого колония помогла Антону официально получить инвалидность 3 группы - был болен с рождения. В общем, можно сказать, что именно на нарах он и получил путевку во взрослую жизнь. За это время органы опеки судьбой сироты не поинтересовались ни разу.

Александр Бастрыкин провел совет по помощи сиротам

- Выяснилось, что он даже не стоит в списках нуждающихся в предоставлении жилья, - рассказывает Воронина.

Воспитатели обратились в администрацию Советского округа с ходатайством о включении Морозова в ряды очередников. Циничность отказа поразила даже видавших виды инспекторов. Антона пообещали внести в заветный список только после того, как у него получится где-нибудь прописаться. В интересах осужденного Оксана Воронина собрала все необходимые документы и обратилась в суд. Теперь он владелец однокомнатной квартиры в новом микрорайоне Рябиновка.

- Уверен, что свой угол изменит мою жизнь, - говорит Морозов. - Я уже устроился в колонию подсобным рабочим, чтобы оплачивать коммунальные услуги. В ближайшее время планирую получить второе образование - сварщика. Выйду на свободу и сразу же найду работу по специальности. А в перспективе хочу создать большую семью.

Благодаря неравнодушной Ворониной еще трое осужденных по решению суда получили квартиры, а вместе с ними и шанс начать новую жизнь. 33-летнему Владимиру Чайкину, который выйдет на свободу в марте 2016 года, приданое в новое жилье уже собирают всем миром. Директор дома престарелых, где содержатся бывшие заключенные, пообещал подарить кровать. Говорит, что не хочет, чтобы Чайкин когда-нибудь закончил свои дни в его учреждении. Ведь почти всю свою жизнь бывший детдомовец и так провел за решеткой.

- Я из дома малютки, - рассказывает Владимир. - У меня вообще нет родни. После детдома пытался найти работу, жил где придется, голодал. Однажды, когда было совсем плохо, поехал в детдом и буквально умолял принять обратно. Но там сказали - ты теперь большой мальчик, выкручивайся сам.

У Чайкина пять судимостей. Кражи, разбой. По статистике, 70 процентов обитателей колоний рано или поздно возвращаются обратно.

- Социальная реабилитация бывших осужденных на свободе действительно упущена, - констатирует начальник воспитательного отдела УФСИН России по Омской области Антон Деревянко. - Отбывшие срок люди оказываются не у дел. К нормальной жизни возвращаются лишь те, кто сохранил на воле семьи, кого любят и ждут.

На Вятке риелторы озолотились на квартирах для сирот

А у тех, кто за годы отсидки растерял все социальные связи, нет перспектив. Получил одежду, в которой забирали в колонию, справку и 850 рублей - и волен идти на все четыре стороны. Не удивительно, что количество рецидивов растет.

По мнению инспекторов, наличие недвижимости на свободе уже изменило мировоззрение их подопечных. Даже еще не выигравшие суд осужденные устраиваются на работу, соблюдают режим и делают все возможное, чтобы заслужить условно-досрочное освобождение.

Опытом ИК N 9 заинтересовались и в других колониях. Кстати, по законодательству оформить такое жилье в собственность осужденным можно будет только через пять лет. Все это время они должны содержать свои квартиры в порядке и регулярно оплачивать коммунальные платежи. Если оступятся - недвижимость вернется в собственность муниципалитета. Хороший стимул.

Соцсфера Омская область Сибирь