10.11.2015 00:40
Власть

Изменен порядок представления документов при госрегистрации

Изменен порядок представления документов при государственной регистрации
Текст:  Иван Соловьев (д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ)
Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №44 (1023)
С 1 января 2016 года вступают в силу изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Читать на сайте RG.RU

Этот блок поправок связан с расширением прав нотариусов и случаями их обязательного участия в регистрационных действиях. В частности, перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц, дополнен сведениями о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения. Нотариусы включены в перечень адресатов бесплатного предоставления в форме электронного документа содержащихся в государственных реестрах сведений, включая сведения о конкретных юридическом лице и индивидуальном предпринимателе. Расширен перечень сведений, подлежащих обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц за счет записи о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о юридическом лице, а также сведений о том, что им принято решение об изменении места нахождения.

Кроме того, скорректирован порядок представления документов при государственной регистрации в части:

В России создадут фонд для компенсации ошибок нотариусов

а) возможности представления нотариусом по просьбе заявителя документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Соответственно в случае представления документов в регистрирующий орган нотариусом документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр или факт отказа в госрегистрации, направляются регистрирующим органом нотариусу в форме электронных документов;

б) при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью по договору залога, который подлежит обязательному нотариальному удостоверению, заявителем является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку;

в) при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся учреждения доверительного управления в отношении доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, исполнитель завещания или нотариус, учредившие это доверительное управление.

Третий блок изменений касается расширения прав ФНС России при проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Так, с 1 января 2016 года установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. Предусмотрен и механизм такой проверки: инспекции ФНС смогут для этого:

а) изучать документы и сведения, имеющиеся у регистрирующего органа, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем;

б) получать необходимые объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проводить осмотр объектов недвижимости;

д) привлекать специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Отметим, что основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий должны быть закреплены в соответствующем ведомственном нормативном правовом акте ФНС России.

Действия нотариуса будут страховаться компенсационным фондом ФНП

Еще одним важным моментом является прямое закрепление в законе, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Кроме того, в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц. Решение о приостановлении госрегистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Таким образом, мы видим, что в своем стремлении противодействовать внесению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ законодатель решил совместить корректировку уголовной политики в данной сфере с расширением прав налоговых органов и детальной проработкой случаев обязательного нотариального удостоверения как регистрационных действий, так и внесения изменений в уставные документы обществ с ограниченной ответственностью. Представляется, что такое сочетание должно дать наибольший положительный эффект и отдачу.

Административное право