11.11.2015 13:22
Культура

В омском театре поставили необычный спектакль белорусского режиссера

В омском театре кукол дают необычную премьеру белорусского режиссера
Текст:  Светлана Сибина ( sibina@inbox.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №42 (718)
В омском театре "Арлекин" известный белорусский режиссер Олег Жюгжда поставил спектакль, в котором персонажами являются не только куклы, но и люди, и механические игрушки. Омичи уговаривали его пять лет, и вот - свершилось. Выбор режиссера - "Ворон" по пьесе Карло Гоцци.
Читать на сайте RG.RU

Сюжет сказки для взрослых на первый взгляд выглядит мрачноватым. Действие пьесы происходит в сказочной стране, правитель которой на охоте убивает ворона и тем самым случайно запускает цепь роковых событий. Постановщики спектакля развернули нетленный сюжет в мире воображаемого будущего, где куклы и люди попадают на руины былой цивилизации. Впрочем, сам режиссер, уже обращавшийся к творчеству Карло Гоцци, в частности, поставивший его знаменитую "Принцессу Турандот", полагает, что и "Ворон" вполне достоин того, чтобы быть воплощенным на кукольной сцене.

В Петербурге вручили театральную премию "Золотой софит"

- Я не ставлю цели придерживаться рамок только театра кукол. Впрочем, сейчас этого, наверное, не делает никто. Даже опера и балет используют приемы драматического и кукольного театра. Я делю театр на две категории: интересный и неинтересный, и стараюсь работать в первом, - сообщил "СОЮЗу" Олег Жюгжда. - Кто-то придумал, что кукольная тематика - это про колобков и лисичек. Но на самом деле это заблуждение. Даже исторически, начиная с Петрушки с его непечатными шутками, театр кукол - не для детей. В ту пору на воротах приличных домов красовались надписи - тряпичникам и кукольникам вход воспрещен. И именно театру кукол человечество обязано тем, что он сохранил для потомков Шекспира, Марло и Бен Джонсона. Ведь когда в "золотое время" пуритане Англии наложили запрет на драматический театр, все их комедии и трагедии сразу перешли в бродячие кукольные труппы и продолжили свою жизнь уже в исполнении марионеток.

"Ворону", воплощенному на сцене омского "Арлекина" в жанре "артпанк-story", также удалось дожить до наших дней. В спектакле, сочетающем кукольное и драматическое искусство, много музыки, которую написал белорусский композитор Павел Кондрусевич. Декорации, костюмы и куклы созданы по эскизам омского художника, лауреата Национальной театральной премии "Золотая Маска" Ольги Веревкиной. В своей новой работе режиссер дает волю полету воображения, следуя в этом за самим Карло Гоцци, утверждавшим, что театру бессмысленно копировать реальность.

- Творческая фантазия может увлечь зрителя гораздо сильнее, чем бытовая история о современной жизни, - считает Олег Жюгжда.

Спектакль по классическому сюжету получился очень необычным. Впрочем, это качество отличает все работы белорусского режиссера-кукольника, творчество которого ничем не ограничено и который уже поставил на сценах разных театров "Макбет", "Сон в летнюю ночь", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и многое другое.

- Я долго был под впечатлением, когда на одном из фестивалей увидел его "Фауста". Даже не предполагал, что так можно ставить, - признается "СОЮЗу" директор Омского театра кукол, актера и маски "Арлекин" Станислав Дубков. - А увидев "Пиковую даму" вообще заболел и понял, если Жюгжда не поставит спектакль у нас, жизнь прожита напрасно. Однако, несмотря на все мои старания, заполучить белорусского режиссера, график которого расписан на три года вперед, оказалось совсем непросто.

В Большом театре объявили лауреатов литературной премии "Ясная поляна"

По словам Олега Жюгжды, желание сибиряков было настолько сильным, что он не смог устоять и нашел "окно". Сначала вместе со своей труппой он приехал в Омск на IV Международный фестиваль театров кукол "В гостях у "Арлекина". И постановка "Пиковая дама" произвела настоящий фурор, была удостоена Гран-при международного жюри из России, Дании, Польши и Хорватии, а сам Жюгжда был награжден специальным призом "За вклад в развитие искусства театра кукол". В сентябре он приступил к репетициям "Ворона".

При этом режиссер признается, что не провел ни дня без родного театра в Гродно, где параллельно запускает новый спектакль, готовит труппу к гастролям в Минске и 35-летнему юбилею театра, который возглавляет. Спасибо скайпу.

Тем временем в Омске начались премьерные показы. Первая работа "Арлекина" в юбилейном в 80-м театральном сезоне адресована молодежи. В главных ролях заняты заслуженный артист России Геннадий Власов и молодые артисты Александра Батура, Александр Галахов, Александр Кузнецов, которым посчастливилось работать с Олегом Жюгждой. И вместе с куклами создать мир, где, несмотря ни на что, существуют честь, достоинство и любовь. "Арлекин" надеется, что новая постановка выдающегося белорусского режиссера на сибирской сцене будет не последней.

Досье "СОЮЗА"

Олег Жюгжда - лауреат Национальной театральной премии Республики Беларусь - ставил спектакли не только на родине, но и в театрах России, Болгарии, Литвы, Польши, Словакии, Украины. С 2000 года - главный режиссер Гродненского театра кукол. В списке его многочисленных наград - "Хрустальный кубок" Пражского Всемирного фестиваля кукольного искусства за лучшую режиссуру, медаль Франциска Скорины, диплом Белорусского центра ЮНЕСКО "За развитие международных связей", премия "Хрустальный ангел" СТД Беларуси. Дважды - в 2008 и 2014 годах - его работы номинировались на Российскую театральную премию "Золотая Маска".

Театр Омская область Сибирь