Сюжет сказки для взрослых на первый взгляд выглядит мрачноватым. Действие пьесы происходит в сказочной стране, правитель которой на охоте убивает ворона и тем самым случайно запускает цепь роковых событий. Постановщики спектакля развернули нетленный сюжет в мире воображаемого будущего, где куклы и люди попадают на руины былой цивилизации. Впрочем, сам режиссер, уже обращавшийся к творчеству Карло Гоцци, в частности, поставивший его знаменитую "Принцессу Турандот", полагает, что и "Ворон" вполне достоин того, чтобы быть воплощенным на кукольной сцене.
- Я не ставлю цели придерживаться рамок только театра кукол. Впрочем, сейчас этого, наверное, не делает никто. Даже опера и балет используют приемы драматического и кукольного театра. Я делю театр на две категории: интересный и неинтересный, и стараюсь работать в первом, - сообщил "СОЮЗу" Олег Жюгжда. - Кто-то придумал, что кукольная тематика - это про колобков и лисичек. Но на самом деле это заблуждение. Даже исторически, начиная с Петрушки с его непечатными шутками, театр кукол - не для детей. В ту пору на воротах приличных домов красовались надписи - тряпичникам и кукольникам вход воспрещен. И именно театру кукол человечество обязано тем, что он сохранил для потомков Шекспира, Марло и Бен Джонсона. Ведь когда в "золотое время" пуритане Англии наложили запрет на драматический театр, все их комедии и трагедии сразу перешли в бродячие кукольные труппы и продолжили свою жизнь уже в исполнении марионеток.
"Ворону", воплощенному на сцене омского "Арлекина" в жанре "артпанк-story", также удалось дожить до наших дней. В спектакле, сочетающем кукольное и драматическое искусство, много музыки, которую написал белорусский композитор Павел Кондрусевич. Декорации, костюмы и куклы созданы по эскизам омского художника, лауреата Национальной театральной премии "Золотая Маска" Ольги Веревкиной. В своей новой работе режиссер дает волю полету воображения, следуя в этом за самим Карло Гоцци, утверждавшим, что театру бессмысленно копировать реальность.
- Творческая фантазия может увлечь зрителя гораздо сильнее, чем бытовая история о современной жизни, - считает Олег Жюгжда.
Спектакль по классическому сюжету получился очень необычным. Впрочем, это качество отличает все работы белорусского режиссера-кукольника, творчество которого ничем не ограничено и который уже поставил на сценах разных театров "Макбет", "Сон в летнюю ночь", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и многое другое.
- Я долго был под впечатлением, когда на одном из фестивалей увидел его "Фауста". Даже не предполагал, что так можно ставить, - признается "СОЮЗу" директор Омского театра кукол, актера и маски "Арлекин" Станислав Дубков. - А увидев "Пиковую даму" вообще заболел и понял, если Жюгжда не поставит спектакль у нас, жизнь прожита напрасно. Однако, несмотря на все мои старания, заполучить белорусского режиссера, график которого расписан на три года вперед, оказалось совсем непросто.
По словам Олега Жюгжды, желание сибиряков было настолько сильным, что он не смог устоять и нашел "окно". Сначала вместе со своей труппой он приехал в Омск на IV Международный фестиваль театров кукол "В гостях у "Арлекина". И постановка "Пиковая дама" произвела настоящий фурор, была удостоена Гран-при международного жюри из России, Дании, Польши и Хорватии, а сам Жюгжда был награжден специальным призом "За вклад в развитие искусства театра кукол". В сентябре он приступил к репетициям "Ворона".
При этом режиссер признается, что не провел ни дня без родного театра в Гродно, где параллельно запускает новый спектакль, готовит труппу к гастролям в Минске и 35-летнему юбилею театра, который возглавляет. Спасибо скайпу.
Тем временем в Омске начались премьерные показы. Первая работа "Арлекина" в юбилейном в 80-м театральном сезоне адресована молодежи. В главных ролях заняты заслуженный артист России Геннадий Власов и молодые артисты Александра Батура, Александр Галахов, Александр Кузнецов, которым посчастливилось работать с Олегом Жюгждой. И вместе с куклами создать мир, где, несмотря ни на что, существуют честь, достоинство и любовь. "Арлекин" надеется, что новая постановка выдающегося белорусского режиссера на сибирской сцене будет не последней.
Досье "СОЮЗА"
Олег Жюгжда - лауреат Национальной театральной премии Республики Беларусь - ставил спектакли не только на родине, но и в театрах России, Болгарии, Литвы, Польши, Словакии, Украины. С 2000 года - главный режиссер Гродненского театра кукол. В списке его многочисленных наград - "Хрустальный кубок" Пражского Всемирного фестиваля кукольного искусства за лучшую режиссуру, медаль Франциска Скорины, диплом Белорусского центра ЮНЕСКО "За развитие международных связей", премия "Хрустальный ангел" СТД Беларуси. Дважды - в 2008 и 2014 годах - его работы номинировались на Российскую театральную премию "Золотая Маска".