Наряду с Военной доктриной государства, этот план станет программным документом, согласно которому силовые министерства и ведомства так организуют свою деятельность, чтобы максимально нейтрализовать потенциальные угрозы России.
Первый такой план появился в РФ в 2013 году. На недавнем совещании в Сочи президент сказал, что там были "обозначены потенциальные риски, угрозы безопасности государства, увязаны наши действия по таким базовым направлениям как развитие Вооруженных сил и реализация программ вооружения, мобилизационная подготовка и территориальная оборона". Кроме того, документ содержал задачи министерств и ведомств в оборонной сфере.
Глава государства объяснил, чем была вызвана необходимость разработки нового плана: "Очевидно, что ситуация меняется и меняется достаточно быстро, и документы военного планирования должны уточняться". Президент напомнил, что год назад был утвержден замысел обороны на предстоящие пять лет, а на его основе Минобороны и соответствующие федеральные органы власти подготовили комплект документов нового плана.
Само слово "план" говорит о его содержании. В отличие от Военной доктрины, где сформулированы концептуальные подходы в области обороны и безопасности, новый документ содержит перечень конкретных мероприятий, которые силовики должны провести в четко обозначенный период - с января будущего года по 2020-й. Понятно, что они засекречены, и открыто говорить, где, какие силы и что за оружие военные будут готовы пустить в ход в случае внешней агрессии или нападения на страну международных террористических организаций, генералы не собираются.
Однако по предыдущим выступлениям военачальников можно составить общее представление о новом Плане обороны. В начале этого года на заседании коллегии военного ведомства начальник Генштаба Валерий Герасимов заявил, что для достижения своих целей "западными странами активно используются новые формы противоборства, сочетающие как военные, так и не военные средства; при этом широко применяются методы политического, экономического и информационного воздействия".
По словам Герасимова, эффективное парирование возникающих вызовов и угроз национальной безопасности РФ возможно только при тесном взаимодействии органов государственной власти в ходе решения задач в политической, дипломатической, экономической, военной, информационной, социальной и иных сферах. Все это, разумеется, было учтено при разработке нового плана обороны.
Известны и конкретные угрозы, с которыми сталкивается Россия. В первую очередь, это активное развитие в США и НАТО новых средств вооруженной борьбы, способных оперативно наносить высокоточные удары по объектам в глубине территории противника. С этой целью на Западе ведется интенсивное создание высокоточного оружия большой дальности различного базирования, в том числе средств "глобального удара". Еще в 2014 году для базирования на постоянной основе на испанскую военно-морскую базу Рота были отправлены два эсминца ПРО США, и количество таких кораблей в регионе будет наращиваться.
Одновременно в Европе растет присутствие боевых единиц флота США, оснащенных многофункциональной системой управления оружием Aegis, противоракетами "Стандарт-3" и крылатыми ракетами большой дальности. Активизируются походы эсминцев и крейсеров США с управляемым ракетным оружием в Черное море. Кроме того, продолжается строительство наземных комплексов ПРО Aegis Ashore в Румынии и Польше.
По данным нашего Генштаба, для размещения противоракет американцы используют пусковые установки, полностью идентичные тем, которые применяются для пусков крылатых ракет морского базирования. Все это делается в нарушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Новые элементы американской ПРО размещаются и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В результате нарушается стратегический баланс сил и стабильность в мире. Подрывается основа договора СНВ-3, где зафиксирована неразрывная взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений.
В таких условиях Россия вынуждена предпринимать ответные меры. В первую очередь они связаны с оснащением российской армии и флота перспективными комплексами и системами вооружения, в том числе позволяющими нейтрализовать потенциал системы ПРО США, а также обладающими повышенными возможностями по ее преодолению. Какие виды оружия, в какие сроки и где будут размещены для выполнения этих и других задач, как раз говорится в новом Плане обороны Российской Федерации.