17.11.2015 12:30
Экономика

Эксперты рассказали, как сделать городской праздник незабываемым

Эксперты объяснили, как нельзя проводить событийные мероприятия
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №259 (6830)
Почему не на всякий праздник хочется ехать в красивый город, как провести событие в чистом поле, чтобы люди твердо решили туда вернуться, и зачем звать гостей туда, где тесно даже местным жителям? Особенности фестивалей как драйвера туризма корреспондент "РГ" разбирала с помощью участников рынка и экспертов национальной премии Russian Event Awards.
Читать на сайте RG.RU

Смелость города берет

На уровне Центрального округа событием года в области культуры сочли Первый фестиваль мела, который прошел в августе в Белгороде. Должно быть, более мощные и, с позволения сказать, более культурные мероприятия на премию не номинировались. Однодневный же "Белмелфест" вышел милым, но робким. Организаторы, решив обыграть образ мела как бренда города, пожалуй, побоялись "замахнуться" посильнее.

Эксперты назвали формулу успешного развития туризма в ЦФО

В числе художников, рисовавших 3D-картины на асфальте, были гости из ближнего зарубежья, среди зрителей преобладали мамы с малышней. Для сравнения, на I фестивале "Узорный хоровод" в белгородском Грайвороне (который также вышел в финал Russian Event Awards) машины и автобусы приезжих запрудили все "карманы", обочины и улицы вокруг места действия. Многие парковались за пределами городка.

Публике "Белмелфеста" предлагались нехитрые поделки из бисера и дерева, китайские игрушки, кофе с пирожными, самодеятельность средней руки. Не было специальных "приманок" и навигации для туристов. Хотя в тот же день в Белгороде шел фестиваль этномузыки, да и какие-никакие достопримечательности там имеются. В Грайвороне же гостей встречали россыпью листовок и буклетов о столице региона и ее окрестностях, рядами палаток с едой и сувенирами местного производства. Те, кто приехал заранее, могли попасть на бесплатные экскурсии по округе. Недаром эксперты премии признали праздник хоровода "лучшим событием для популяризации туризма" в России.

Диплом за значимость проекта в продвижении территории достался фестивалю фольклора и ремесел "Русь песенная, Русь мастеровая", который с 1992 года проводят в августе в ландшафтном парке Ломы Воронежской области. Заброшенный хутор в 240 километрах от столицы Черноземья, в чистом поле - мельница, плавучая хата, лес из качелей, каменные "бабы"… Вода в колонке, туалет за ширмой, "средства размещения" нужно привозить с собой. При столь простых условиях праздник устраивают грандиозный. Тысячи человек "облепляют" склон, чтобы посмотреть концерты народных коллективов, накупить всякой всячины (от произведений искусства до банальных магнитов), заночевать в степи и наплаваться в пруду. Для участников фестиваля теперь есть "гостиница" из вагонов, столовая и зал, где проходят мастер-классы.

Хороший масштаб и насыщенная программа отличают и выставку "Воронеж - город-сад" - ее региональные власти тоже рассматривают как крупное турсобытие. Но беда в том, что пространство, отведенное под экспозиции дизайнеров и флористов, не вмещает даже воронежцев. Звать группы приезжих - значит обрекать их на разочарование.

Прощание с иллюзиями

Какие основные ошибки допускают организаторы (как правило, власти)? Во-первых, они склонны считать туристически привлекательным почти любой фестиваль, где могут проявить себя местные мастера сцены и ремесленники.

Белгородский фестиваль мела стал "Событием года"

- Регионы делают очень затратные события "для своих", что не дает притока денег в бюджет, - подчеркивает член правления АНО "Совет развития событийного туризма Самарской области" Владислав Дудка. - Какой экономический эффект получает территория от фестиваля хороводов?.. Вдобавок, о событиях дается мало информации во внешнюю среду. Я, например, ничего не знаю о воронежских фестивалях. А наш Грушинский в Москве уже забыли… Нет денег на раскрутку, хотя огромных сумм и не нужно - если мероприятие не притянуто за уши, чтобы освоить бюджет.

Эту позицию поддерживает председатель попечительского совета Russian Event Awards Геннадий Шаталов:

- Развлечь местных и привлечь чужих - разные цели, и им соответствует разная информационная политика. В рамках премии мы поддерживаем тех, кто грамотно вывел события за рамки сельского масштаба.

Характерный пример - гордость воронежцев, Платоновский фестиваль. Изначально планировалось, что он привлечет публику из Центральной России. Но вложиться в продвижение вне домашнего региона не получилось, и слава о форуме искусств расходится лишь по "сарафанному радио". Так что известные музыканты за рубежом могут о Платоновском знать (например, от коллег), а липчане или куряне - нет. На "Русь песенную, Русь мастеровую" охотно едут волгоградцы - им близко, а многие воронежцы о фестивале и не слышали.

Регионы нередко делают очень затратные события "для своих", что не дает притока денег в бюджет

Другая ошибка - делать ставку на "вечное", но пресное для современного горожанина наследие. Природный заповедник есть в каждом регионе, фольклором можно наслаждаться и не выходя из дома, памятники архитектуры везде примерно одинаковы… Не хватает понятной обывателю доминанты, как в тех же Ломах с ландшафтным парком. Где-то "хватаются" за особые обычаи или рецепты. Где-то предлагают яркую культурную программу - при определенном уровне достатка люди готовы ехать в Воронеж на "Джазовую провинцию", "Усадьбу Jazz" или Платоновский фестиваль, так как у них в городах подобных концертов и спектаклей не случается.

Типичны инфраструктурные просчеты: людей зовут туда, где нет гостиниц, точек общепита и указателей на дорогах. На месте события подчас экономят на туалетных кабинках. Воронежская "Ночь в Дивногорье", где оперные и балетные постановки показывали под открытым небом в степи, была очень популярна, но наплыв людей угрожал заповеднику, и проект пришлось временно свернуть.
Наконец, если событие организует независимая команда, проблемой нередко становится взаимодействие с чиновниками.

- Согласования с разными инстанциями у нас проходят в последний момент. Это невозможно выдержать психологически. Вот я позову на фестиваль экстремальных видов спорта в Тольятти музыкальные группы на гонорары с шестью нулями, а накануне чиновник скажет - не надо фестиваля. И все… - поясняет Владислав Дудка. - Хотя я не прошу грантов, сам привожу на "голый" полуостров туалеты, нанимаю медиков, охрану, спасателей. За три дня там проходит шесть тысяч человек. А власти дают трех полицейских… Многие регионы (например, Ярославская область) "покупают" события - через гранты, конкурсы, субсидии. А кто-то надеется своими силами обойтись.

Фунт изюминок

Парадокс, но некоторые организаторы "турсобытий" забывают про… турфирмы. Реклама дается в никуда, теряются на просторах Интернета специальные сайты и группы в соцсетях. Между тем агентства рады разнообразить привычные маршруты.

Заказать тур по России можно будет в три клика

- Объем экскурсионной классики ограничен, а клиенты ездят с нами в среднем по 20-30 раз. Ищем элементы эксклюзива, например, в Туле везем не только в кремль, но и на молкомбинат с дегустацией, - рассказывает директор по развитию столичного туроператора "Магазин путешествий" Наталья Матвиенко. - Событие может стать изюминкой тура.

Так же рассуждает и директор по продажам агентства "Волга-тур" (Ярославль) Ольга Лобанова:

- Мы давно поняли, что если будем продавать поездки по Золотому кольцу, то окажемся песчинкой среди тысячи конкурентов. Придумали ночные туры: по сути, там все то же самое, но вечером обязательно посещение какого-то события.

В Смоленской области тренд поддержал департамент по культуре и туризму. Проект "Дорогами Катюши" объединил места, связанные с этим образом - песенным (Михаил Исаковский родился на Смоленщине) и военным (здесь грозное орудие впервые применили в бою).

- Мы разработали несколько маршрутов: городской, региональный, совместный с Белоруссией - и привязали к ним календарь событий, - делится опытом консультант департамента Элеонора Решетникова. - Местные агентства уже возили туристов "Дорогами Катюши", и идея, надеюсь, получит развитие.

Прямая речь

Ольга Санаева, руководитель регионального совета Российского союза туриндустрии:

- У событийного туризма свои плюсы и минусы. Огромный минус в том, что это не всегда экономически выгодно. Вы год готовитесь, а результат непредсказуем. Вдобавок широкая реклама - это дорого и трудоемко. Да, яркие акции позволяют месту "зазвучать", но, чтобы закрепить его как объект туризма, нужно нечто большее. И еще надо находить правильные целевые группы. У Российского союза туриндустрии есть электронная газета, которая рассылается по турагентствам страны. Что вы думаете, органы власти, которые отвечают в регионах за туризм, строятся в очередь с новостями? Нет. Хотя для них публикация бесплатна.

Туризм Воронеж Центральная Россия