23.11.2015 20:45
Общество

Елена Вартанова: Концепция инфотейнмента отлично работает в медиа-среде

"РГ", "Радио России" и журфак МГУ в 13-й раз ищут таланты
Текст:  Ксения Колесникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №265 (6836)
Где работают выпускники журфака, прошедшие через наш конкурс "Стань журналистом!"? Кто учится в Школе научной журналистики МГУ? Почему научные новости собирают сотни тысяч "кликов"? Рассказывает декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.
Читать на сайте RG.RU

Елена Леонидовна, что нового ждет конкурсантов?

Елена Вартанова: Самое главное: льготы, заработанные по итогам состязания, действительны теперь не один год, а четыре. Это значит, что не только 11-классники, но и победители - 8-классники смогут поступить на журфак без экзаменов, когда окончат школу. Раньше такая возможность просто сгорала. Наша олимпиада изменила статус, стала олимпиадой по журналистике в рамках Всероссийской олимпиады "Ломоносов". В прошлом году призеры получали автоматически 100 баллов за ЕГЭ по литературе. Теперь планируется, что вместо литературы они смогут получить льготы по творческому конкурсу - дополнительному вступительному испытанию на факультете. Льготы будут утверждены в июне 2016 года.

Стартовала олимпиада "Ломоносов" по журналистике

А когда ребята выйдут в прямой эфир?

Елена Вартанова: В феврале - марте школьники будут писать творческие работы по журналистике, литературе и иностранному языку. Потом соревнование продолжится в прямом эфире: ребятам придется отвечать на вопросы преподавателей и журналистов. Кстати, победители и призеры прошлых лет работают в крупнейших СМИ. Кто-то преподает. Все эти студенты ярко себя проявляют, активно занимаются студенческими СМИ.

Ваш новый проект "Журналист онлайн" связан как раз со студенческими СМИ?

Елена Вартанова: Да. Для многих факультетов - это идеальные редакции, где ребята могут научиться стандартам журналистики: объективности, четкости в подаче информации. Нашу газету "Журналист" мы превратили в мультимедийный портал, где студенты кроме обычных заметок и статей размещают аудио- и видеоконтент. Вместе с форматом меняется и содержание, способ подачи тем. Наука среди них - одна из важнейших.

Интерес к научной журналистике растет?

Елена Вартанова: И давно. Отсюда два новых проекта. Первый - Школа научной журналистики, в которую может поступить студент любого факультета МГУ. Несколько групп уже начали работу в рамках газеты "Московский университет" и изданий факультета. Параллельно заработал портал "Лаборатория научной журналистики".

А школьники могут попасть в этот проект?

Елена Вартанова: Для них мы открыли "Школу юного научного журналиста". Старшеклассники ходят на лекции, конференции в МГУ и делают по их итогам репортажи. Создавать школьные новостные сайты, печатать собственные газеты, записывать аудио-, видеовыпуски становится все проще. Самые креативные издания попадают на наш фестиваль-конкурс медийных проектов. Кроме того, проводим мастер-классы для учителей. Этот проект совершенно добровольный. Но уже шестой год мы собираем около 150 школьных изданий со всей страны.

МГУ активно ведет борьбу со лженаукой. Лучшая стратегия какая - нападение?

Елена Вартанова: В этой сфере часто появляются сомнительные проекты, которые претендуют на огромное финансирование. Например, волшебные водные фильтры или извлечение энергии из камня. Масса шарлатанов "от медицины". И лучшая стратегия тут - продвигать настоящую науку. Именно поэтому наши проекты направлены на развитие качественной научной журналистики.

В столице Армении обсудили евразийскую интеграцию в СМИ

Уровень научных новостей, скажем, в топе "Яндекса", вас устраивает?

Елена Вартанова: Само появление научных заметок в топах и на лентах новостей - большой плюс. Другое дело - научная аналитика. Здесь должно работать не только журналистское сообщество, но и специалисты по научному пиару, медийщики. Первое образование у таких специалистов может быть, допустим, физическое или химическое, а магистратура - "Связи с общественностью".

"Земле угрожает новый астероид", "Найдено лекарство от рака"... Такие новости собирают сотни тысяч "кликов". Наука стала развлечением?

Елена Вартанова: Есть такая концепция - инфотейнмент: "информируя, развлекай". Она отлично работает в современной медийной среде. Появилось много источников информации, а смартфоны и планшеты открывают к ней практически неограниченный доступ. То, что научная информация становится развлечением - это абсолютно нормально. Главное, чтобы она была достоверной.

Подробная информация об олимпиаде - http://www.rg.ru/2015/11/19/konkurs-site.html; http://olymp.msu.ru/

СМИ и соцсети Образование МГУ им. Ломоносова