25.11.2015 11:29
Культура

Сколько осталось жить фортам Кронштадта

Без реставрации форты Кронштадта проживут еще 30-40 лет
Текст:  Анна Романова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №266 (6837)
Большинство знаменитых фортов Кронштадта находятся в аварийном состоянии, они разрушаются ежегодно, и без скорейшего решения своей судьбы протянут от силы 30-40 лет. Пока в городе ищут добровольцев-инвесторов, готовых взять на себя восстановление и содержание уникальных фортификационных сооружений, время идет. Желающие есть, но они очень осторожны, их пугает перспектива погрязнуть в решении вороха проблем.
Читать на сайте RG.RU
Кронштадт

- Больше всего форты страдают от плохой транспортной коммуникации и коррозии бетонных блоков, - рассказал специалист по истории фортов Леонид Амирханов. - Под действием осадков вымывается цемент, в местах соединения блоков обживается растительность. Осадки проникают внутрь, потом замерзают в холодное время, расширяются и деформируют стены. С каждым годом такие трещины разрастаются, в итоге стены просто крошатся. В первую очередь каждому форту необходима грамотная гидроизоляция.

Кронштадт отметил 290-летие

По словам главного специалиста государственного комплекса "Дворец конгрессов" Юлии Ивановой, исследователи перспективности освоения фортов вынесли вердикт, что даже условие бесплатной аренды на 10-15 лет не даст ощутимого эффекта из-за неуклонной деградации строений, транспортных проблем и более важных социальных вопросов, волнующих город. Предметов охраны здесь практически не осталось, многие уничтожены вандалами.

Как пояснила специалист, почти все форты сейчас в удручающем состоянии, и, чтобы передать их кому-то, надо учесть проблему доступности для водного транспорта, которая ограничена из-за непроходимых морских глубин в большей части Невской губы, особенно на подходах к фортам. Потребуется дноуглубление, а это несопоставимые финансовые затраты. Более того, здесь практически отсутствует возможность использования воздушного транспорта.

- Восстановление фортов потребует колоссальных капиталовложений, - говорит эксперт, - которые возрастают вдвое из-за необходимости морских перевозок. Их должны осуществлять лицензированные морские перевозчики с установленным навигационным оборудованием. Более того, приспособление фортов к современному использованию сопряжено с кучей бумажной работы, со сложностью нормативных актов, ГОСТов, СНиПов. Подключить форты к городским инженерным сетям нельзя, а на создание своих понадобится сумма, сравнимая с тратами на восстановление.

Из форта Константин мусор вывозили три года, его набралось на 200 КамАЗов

По данным гидрометеорологов, среднестатистически доступ к строениям по воде возможен лишь 108 дней в году. Другими словами, нельзя все затраты переложить на плечи бизнеса ради создания музея, который будет работать только в летний сезон. По словам экспертов, нужна комплексная целевая программа, чтобы найти жизнеспособное экономическое использование и создать туристическую привлекательность этих объектов.

Руководитель отдела туризма форта Константин, находящегося сегодня в частных руках, Денис Данилов рассказал, что будет ждать инвесторов, на которых возлагает единственную надежду.

Дмитрий Медведев поздравил жителей Кронштадта с освящением Морского собора

- Да, это множество проверок, документов и регламентов. Более того, это колоссальный объем работы по приведению территории в порядок. Мы три года вывозили мусор, потребовалось 200 КамАЗов. Гидроизоляция, посадка деревьев, асфальтовые дороги, освещение, укрепление набережной и пристани - все это требует времени и денег. Мы действительно заинтересованы в создании здесь музея, потому что это обеспечит турпоток в форт и зимой. У нас есть готовая экспозиция и разработан огромный макет форта по состоянию на 1913 год, однако все это уже четыре года лежит в архиве, потому что негде разместить. Вложились в вертолетную площадку, но ею изредка пользуются высокопоставленные лица, а так частная авиация у нас не развита. А проект вертолетного сообщения с финским городом Котка не состоялся, так как финны отказались вкладывать средства.

Однако Константин в частных руках - это положительный пример, и ему, можно сказать, повезло. Пока форт активно живет за счет туристических экскурсий. Кстати, за пять лет посещаемость форта возросла с трех до 90 тысяч посетителей в год.

Прямая речь

Олег Романов, президент Союза архитекторов Петербурга:

- Сегодня частными лицами востребованы три из 17 фортов - Константин, Третий и Седьмой Северные, которые переданы в аренду. Есть проект использования форта Александр ("Чумной") как театрально-культурного центра с залом на 600 мест. Обращались фирмы, готовые взять на себя форты Обручев, Риф и Первый Северный, но они просили помочь им придумать и развить там бизнес-составляющую.

Архитектура Санкт-Петербург Северо-Запад