4
Кадры из фильма "Визит"Карьера М. Найта Шьямалана уже через несколько лет после мощного старта покатилась по наклонной. И докатилась до кошмарного недоразумения "После нашей эры". Подать руку помощи опальному киноделу отважилась студия Blumhouse, известная конвейерным производством малобюджетных, но крайне прибыльных хорроров и их бесконечных сиквелов. У этих ребят в последнее время дела тоже идут не совсем гладко: основная статья их дохода - ужастики в формате "найденная пленка", который пока подает признаки жизни, но остро нуждается в пересадке свежих идей. Поиски донора привели к громкому, но, судя по всему, кратковременному успеху "Убрать из друзей". Бывший "Скрипач" Леван Габриадзе переместил место действия псевдолюбительского кино на экран монитора, но это скорее паллиатив, чем долгоиграющее решение.
Тут под руку подвернулся Шьямалан, и оказалось, что он - беспроигрышный вариант. Потому что если бы у него не получилось - это было бы просто его очередным провалом. В противном случае - довольными останутся абсолютно все.
И у Шьямалана получилось. Манодж Нелльяту наконец понял, что терять ему уже нечего, поэтому взялся перекраивать заезженный формат с завидным рвением. С самого начала он полностью отказался от мистики и сделал антагонистами двух на первый взгляд безобидных старичков. Если рассматривать "Визит" как высказывание на вечную тему борьбы поколений, то это высказывание - точно в пользу старшего.
Первую половину фильма обоих внучат хочется негуманно наказать, особенно младшего, начинающего рэпера (свою черную лепту, конечно, внес дубляж - слушать речитатив отрока просто невыносимо). Старшая, мнящая себя режиссером-документалистом и "тонким психологом", так и просит трепки за навязчивость, с которой она пытается влезть в головы прародителей, разрешить поросший быльем, но все ещё способный сформировать основную ценностную базу семейный конфликт, и снять все это на камеру.
А вот бабуля с дедулей, несмотря на их весьма существенные причуды, начинают вызывать некоторое сочувствие. Отдельно стоит выделить блистательную игру Дианны Данаган, чьи жутковатые сольные номера однозначно являются ценным украшением фильма.
Умелое нагнетание саспенса, реализованное благодаря вдруг вновь обнаружившемуся у Шьямалана чувству меры и вкуса, уравновешивается постоянными ситком-развязками - порой действительно смешными - вплоть до заключительной части фильма. Такая структура вводит зрителя в состояние приятной неопределенности, заставляя все время переключать свое настроение и переводить рецепторы из режима просмотра фильма ужасов в легкомысленное комедийное положение.
Формат "найденной пленки" в силу ограниченности доступных для использования средств одновременно и прост, и сложен. Всей съемочной группе нужно во что бы то ни стало не дать зрителю задуматься, что ему демонстрируют не любительскую запись. Иначе картина обречена на провал. Это сильно сужает пространство для маневра и делает все подобные фильмы похожими друг на друга.
Шьямалан неслучайно как бы снимает с себя полномочия режиссера и наделяет ими детей. Благодаря этому он может использовать ранее недоступный режиссерский арсенал, перекладывая ответственность на героя. Гордый собственной находчивостью, Шьямалан заставляет своих заместителей использовать любые приемы, а чтобы было еще веселее - проговаривать их вслух.
Разумеется, не обошлось без фирменного сюжетного твиста, ставшего визитной карточкой М. Найта, и здесь он становится внушительным гвоздем в гроб мнения о том, что неожиданная развязка - это единственный его конек. Шьямалан доказал, что его еще рано сбрасывать со счетов, сняв по-настоящему новаторский, остроумный фильм. Blumhouse обрели простор для еще пары десятков однотипных хорроров. Но пока зрителям достался заслуживающий внимания кинопродукт.