Милош Земан, президент Чехии:
- Иногда высказывается подозрение, что Турция неформально взаимодействует с "Исламским государством" (группировка запрещена в РФ. - Прим. ред.). Исходя из того, что российские ВКС борются с ИГ, конечно, эта атака российского самолета кажется чрезвычайно радикальной мерой. Она лишь усугубит атмосферу.
Роберто Калдероли, заместитель председателя сената Итальянской Республики, представитель оппозиционной партии "Лига Севера":
- Сбив российский самолет, участвовавший в операциях по уничтожению исламских террористов в Сирии, Турция официально вступила в войну на стороне ИГИЛ. Турция является троянским конем, при помощи которого исламский фундаментализм хотел бы совершить контрольный выстрел в Запад. Перед лицом случившегося есть ли еще смысл в том, что Турция входит в НАТО? Чего еще ожидает ООН, чтобы занять твердую позицию в отношении ИГИЛ и тех, кто фактически является его сторонниками?
Жильбер Коллар, депутат Национального собрания (парламента) Франции:
- Сбив российский самолет, который вел борьбу против "ИГ", Турция выбрала свой лагерь - лагерь террористов. Теперь она может созывать срочные совещания (НАТО), но это никак не изменит того, что в борьбе с терроризмом, которую мы сейчас ведем, надо выбирать союзников. А турки сделали неправильный выбор.
Авторитетный американский журнал "Политико", анализируя инцидент с российским бомбардировщиком, отмечает: "Кому-то на Западе заявления президента РФ о "пособничестве террористам" со стороны правительства Турции могут показаться чрезмерными... Однако на деле в борьбе против "Исламского государства" (ИГ) и экстремизма в целом президент Тайип Эрдоган давно стал значительной частью проблемы, а не ее решением". "...в последние пять лет американские политики, специалисты по Турции и борьбе с терроризмом, журналисты пришли к выводу о том, что хотя Анкара могла бы играть конструктивную роль в борьбе с экстремистами и решении конфликта в Сирии, она сделала иной выбор. И по мере того, как конфликт разгорается и переступает через границы, близорукость Турции по отношению к джихадистам может дорого обойтись ей и ее западным союзникам", - считает автор, добавляя, что, несмотря на отдельные конструктивные шаги Анкары, "в целом Эрдоган и турецкое руководство принимали решения, которые привели к всплеску насилия и экстремизма в Сирии".
Обозреватели в Афинах связывают уничтожение турками российского Су-24 со стремлением Анкары сорвать создание широкой международной коалиции для борьбы с террористами в Сирии. Одна из ведущих афинских газет "То Вима" указала, что действия Турции "подливают бензин и в без того неспокойный регион, охваченный огнем". По мнению греческих журналистов, Турция всеми силами пытается создать буферную зону на границе с Сирией, для того чтобы поддержать лояльное Анкаре нацменьшинство - туркменов и одновременно изолировать курдов. Эти цели едва ли могут быть совмещены со стратегией западных стран и России в борьбе с терроризмом.