1.5
Кадры из фильма "Училка"В 2008 году Жан-Поль Лильенфельд снял фильм "Последний урок". Там школьная учительница в результате стечения малоприятных обстоятельств оказывается с пистолетом в руке перед плохо контролируемым ею классом, который состоит из маргинализированных детей иммигрантов. И не упускает возможности реализовать тайную, но страстную мечту многих учителей - грубой силой заставить себя слушать зарвавшихся бездельников, давно уже выросших из простых оболтусов.
С того же начинаются и основные события в "Училке". С той разницей, что в первом фильме главная героиня - молодая истеричка-феминистка, преподающая юным арабам и неграм из гетто французскую литературу, а во втором - суровая дама "старой закалки", пытающаяся объяснить уткнувшимся в смартфоны недоумкам необходимость хотя бы в общих чертах знать историю своей страны.
Суровую даму играет Ирина Купченко, и это, безусловно, - лучшее, что есть в фильме Алексея Петрухина. Неслучайно на фестивале "Окно в Европу" жюри в порядке исключения наградило лично ее, обделив похвалами всех остальных ответственных за появление картины, в которой она сыграла.
В одиночку вытащить фильм хотя бы на средний уровень Купченко все равно не удается. Ведь остальные актеры, заключив преступный сговор с фабулой, ей в этом активно мешают. Особенно стараются те, кто постарше. А игру Алисы Гребенщиковой, изобразившей стереотипную "циничную и тупую журналистку", можно считать настоящей диверсией - пары эпизодов с ней вполне достаточно для того, чтобы искренне возненавидеть фильм.
Остальные персонажи, явно призванные добавить комедийности - секретарь-подпевала (Роза Хайруллина), охранник-алкоголик (Юрий Мельчинский), физрук (Алексей Огурцов), директриса (Анна Чурина) и другие, - идут в арьергарде и добивают чаяния тех, кто сохраняет готовность отнестись серьезно к новой работе Петрухина.
Нельзя сказать, что школьники, играющие школьников (если не считать пары до рези в глазах переигрывающих младшеклассников), делают это значительно хуже, чем команда, собранная Александром Велединским в его экранизации романа Алексея Иванова. Беда в том, что их персонажи вызывают все что угодно, кроме сочувствия. А ведь именно к пониманию "особенностей" этих малолетних, но уже вполне состоявшихся монстров и призывают авторы фильма.
В классе удалось собрать группу удивительно несимпатичных молодых людей - хамов, лодырей и гопников. Даже отличницы и хорошисты под воздействием нестандартной ситуации начинают демонстрировать свой исключительный эгоизм и озлобленность. Однако воспринимать все это почему-то следует как нечто естественное и легко трансформируемое во что-то здоровое при помощи взмаха волшебного дула. Удивительное дело: всего несколько десятков минут общения, изобилующего взаимными угрозами и оскорблениями - и воцаряется такой всеобщий стокгольмский синдром, что зрителю становится неловко. Об убедительности героев и говорить нечего - например, главным индивидуалистом в классе оказывается верховный обвинитель предыдущих поколений в развале великой страны.
Даже самый интересный персонаж фильма - собственно, "училка" - несмотря на свою кажущуюся целостность, позволяет себе заявления, не поддающиеся разумению. Яростно вскрывая проблемы в нынешнем образовании, она вспоминает великое советское прошлое. Но в споре она вдруг заявляет, что "никто не хотел жить в СССР". При этом Алла Николаевна с ужасом вспоминает девяностые годы - те самые, что стали прямым результатом нежелания ряда граждан жить в СССР. Как, кстати, и многие проблемы в образовании. Которые решаются отнюдь не приставленным ко лбу пистолетом.
Казалось бы - уж кому как не преподавательнице истории, педагогу с сорокалетним стажем, шельмующей засилье в образовании "эффективных менеджеров", знать, что "ветер перемен" "добрым и ласковым" не бывает. Но это почему-то не мешает ей радостно петь знаменитый шлягер из фильма про Мэри Поппинс под аккомпанемент юного отморозка, совсем недавно собиравшегося ее пристрелить.
Крайне нелепой оптимистичности развязки содействует дикое поведение спецназа. Такое ощущение, что Андрея Мерзликина занесло на площадку со съемок новогодней комедии. А намек со стороны полковника на то, что такая же история имела место ранее, настолько странен, что переплюнуть его в этом смогло только объявление о сиквеле. Так "Училка" из картины, которая ставит важные вопросы, но дает на них совершенно невообразимые ответы, окончательно превратилась в фарс.