Главком не просто представил журналистам всю фактическую картину этого беспрецедентного по своей вероломности события, но и детально рассказал, что произошло 24 ноября в небе над Сирией. По его словам, в 9 часов 15 минут по московскому времени поступила боевая задача нанести удар в районе населенных пунктов Кепир -Мортлу - Захия на севере Сирии. Для ее выполнения были определены два экипажа Су-24м. В том числе экипаж в составе подполковника Олега Анатольевича Пешкова и штурмана капитана Константина Валерьевича Мурахтина, которые вылетели на задание на бомбардировщике с бортовым номером 83. Их самолет был снаряжен осколочно-фугасными авиабомбами ОФАБ-250-270. Экипажам назначили зоны дежурства в воздухе в районе населенного пункта Маарет-Эн-Нууман на эшелонах 5800 и 5650 метров соответственно.
Взлет с аэродрома Хмеймим был выполнен в 9 часов 42 минуты. Ровно через десять минут Су-24М вошел и 34 минуты находился в зоне обнаружения радиолокационных средств ВВС Турции. А через 20 минут после занятия экипажем зоны дежурства в воздухе с командного пункта авиабазы "Хмеймим" поступила команда на уничтожение скопления боевиков в заданном районе. Самолеты последовательно выполнили бомбометание по двум назначенным целям и осуществили повторный заход левым разворотом для поражения оставшихся двух назначенных целей.
- В процессе нанесения удара по цели, расположенной на удалении 5,5 километра к югу от госграницы Турции, в 10 часов 24 минуты экипаж подполковника Пешкова выполнил бомбометание, после которого был сбит ракетой "воздух-воздух" самолетом F-16 турецких ВВС, взлетевшим с аэродрома 8-й авиабазы Диярбакыр, расположенного на территории Турции, - рассказал Бондарев.
Главком уточнил, что при анализе видеозаписи индикатора воздушной обстановки, поступившей с командного пункта ВВС и ПВО Сирии, была обнаружена отметка воздушной цели, осуществлявшей полет на скорости 810 км/ч со стороны Турции в направлении госграницы с курсом 190 градусов.
- После сближения турецкого истребителя с самолетом Су-24М на расстояние, равное дальности пуска ракеты - 5-7 км, что свидетельствует о нахождении самолета F-16 над территорией Сирийской Арабской Республики, истребитель выполнил резкий маневр вправо со снижением и пропал с экрана индикатора воздушной обстановки, - сообщил Бондарев. - В соответствии с материалами объективного контроля средств ПВО, турецкий самолет находился в воздушном пространстве Сирии 40 секунд и углубился на ее территорию на два километра, а российский бомбардировщик государственную границу Турции не нарушал.
По словам главкома, пуск ракеты подтверждает экипаж самолета-ведущего. После боевого применения по цели и разворота влево на курс 130 градусов летчики наблюдали слева от себя факел и шлейф белого дыма, о чём было доложено в эфир руководителю полетами.
В 10 часов 25 минут руководитель полетов зафиксировал пропадание радиолокационной отметки на индикаторе кругового обзора от самолета Су-24м. На его дальнейшие запросы и запросы экипажа самолета ведущего подполковник Пешков не отвечал.
По данным главкома ВКС России, необходимое подлетное время самолета F-16c с авиабазы Диярбакыр из положения дежурства на земле к месту пуска ракеты составляет 46 минут (из них 15 минут - подготовка и взлет самолета, 31 минута - время полета к рубежу пуска). "Таким образом, - сделал вывод Бондарев, - перехват самолета Су-24м из положения дежурства на земле с аэродрома Диярбакыр невозможен, так как необходимое время подлета превышает минимальное время для атаки цели на 12 минут".
Результаты объективного контроля РЛС Сирии подтверждают нахождение в воздухе двух F-16c в зоне дежурства с 9 часов 11 минут до 10 часов 26 минут в течение 1 часа 15 минут на высоте 2400 метров. Что, уверен главком, говорит о заранее спланированной акции и готовности истребителей действовать из засады в воздухе над территорией Турции.
- Необходимо отметить, что прекращение маневрирования самолета истребителя в зоне дежурства и начало быстрого выхода в упрежденную точку пуска произошло за 1 минуту 40 секунд до максимального приближения самолета Су-24м к сирийско-турецкой границе, - заявил Бондарев. - Способ выхода самолета F-16c в зону разрешенных пусков (не по кривой погони) свидетельствует о наведении истребителя с наземного пункта управления. Действия турецкого самолета после пуска ракет над территорией Сирии - форсированный разворот с потерей высоты и уход под нижнюю границу зоны обнаружения средств ПВО - также говорит о вероломности и плановости действий экипажа.
При этом средствами объективного контроля аэродрома Хмеймим и самолета ведущего не было зафиксировано ни одного запроса экипажем турецкого самолета в адрес наших летчиков на оговоренной ранее частоте.
Главком обратил особое внимание на удивительную готовность турецких СМИ к освещению инцидента. Так, удар ракеты "воздух-воздух" по нашему бомбардировщику пилот F-16 ВВС Турции осуществил в 10 часов 24 минуты. А уже через полтора часа видеоролик с падением самолета был размещен на Youtube турецкой частной телекомпанией. Ракурс съемки, по данным российских ВКС, позволяет определить ее возможное место. Оно находится на территории, контролируемой радикальными террористическими группировками выходцев из Северного Кавказа и бывших республик СССР. "Оператор знал время и место, с которого было бы возможно сделать эксклюзивные кадры", - уверен главком. А оперативное появление в месте приземления пилота банд боевиков и публикация видеоролика с места происшествия в интернете через полтора часа после этой атаки, по мнению Бондарева, свидетельствуют о заблаговременном информировании террористов о готовящейся провокации для ее видеодокументирования и размещения отснятых материалов в социальных сетях.
- Все эти факты явно свидетельствуют о заблаговременной подготовке к уничтожению самолета и информационному освещению этих действий с применением ВВС Турции, незаконных вооруженных формирований, турецких информагентств при активной поддержке средств массовой информации, заявил на брифинге генерал.
Он напомнил, что командование нашей авиагруппировки в Сирии после подписания 23 октября меморандума о взаимопонимании между минобороны РФ и минобороны США, осуществляющим руководство коалиционными силами, неукоснительно выполняло меры по предотвращению инцидентов между военными воздушными судами РФ и самолетами, участвующими в операции стран коалиции. "В соответствии с этими договоренностями с пункта управления ВВС России на авиабазе "Хмеймим" представителям ВВС США была заблаговременно передана информация с указанием районов применения нашей пары бомбардировщиков Су-24м и занимаемых эшелонах, - сообщил главком. - Поэтому заявления различных официальных лиц Турции о том, что они не знали принадлежности нашего самолета - вызывают недоумение".
Более того, по мнению Бондарева, турецкое военное руководство грубо нарушило все международные законы о порядке действий по охране государственной границы в воздушном пространстве. Генерал также обратил внимание журналистов, что от турецкой стороны после трагедии не последовало ни извинений, ни предложений помощи в поиске и эвакуации экипажа.
Генерал поблагодарил всех участников поисково-спасательной операции, благодаря которой был эвакуирован с места приземления штурман Су-24м капитан Мурахтин. По словам Бондарева, эта операция была проведена в сложнейшей обстановке, ночью, в окружении боевиков. "Как только капитан Мурахтин оказался в безопасности, по району, где его усиленно искали боевики и еще несколько других хорошо оснащенных и экипированных групп, были нанесены более чем массированные, сокрушительные удары нашими бомбардировщиками, - сообщил главком.
Он не скрывал своей гордости летчиками Воздушно-космических сил, техниками, командирами, обеспечивающим персоналом, которые выполняют боевые задачи в рамках борьбы с международным терроризмом в Сирии. А также выразил глубокие соболезнования родным и близким подполковника Олега Пешкова и рядового Александра Позынича, который погиб, спасая экипаж бомбардировщика. "Мы не бросим семьи наших товарищей и будем оказывать им всю необходимую помощь", - пообещал Бондарев.
Депутаты Верховной рады Украины Юлий Мамчур и Алексей Гончаренко устроили символическое награждение турецкого пилота, который сбил в Сирии наш Су-24. Под мелодию "Смуглянки" они прикрепили к ограде посольства Турции в Киеве красную пятиконечную звезду с полумесяцем в центре и заявили, что атака на российский самолет продемонстрировала готовность Турции защищать свои рубежи. Особый цинизм этой акции придает тот факт, что Мамчур - сам в недавнем прошлом военный летчик.
В Сирии сбит российский Су-24