По словам организаторов конкурса, на суд экспертного совета поступило больше 1300 сувениров из 55 регионов России. После предварительного отборочного тура в финал вышли чуть больше двухсот. Все они оценивались по десяти номинациям: этнографический сувенир, сувенир города, сувенир региона, гастрономический сувенир (две части - еда и напитки), сувенир события, туристского маршрута, музея, сувенир-игрушка, идея сувенира. Причем в каждой номинации работы представлялись в нескольких ценовых категориях: эконом-класса (до 200 рублей), средней ценовой категории (от 200 до 500), высокой (от 500 до 3000) и VIP (от трех тысяч рублей и выше).
Конкурс показал, что потенциал у рынка отечественной туристской сувенирной продукции огромен, но проблем пока не меньше.
- В сфере туристического сувенира сегодня масса проблем, потому что этот рынок на 80 процентов отдан на откуп китайцам, - говорит председатель попечительского совета национальной премии "Russian Event Awards", всероссийской туристской премии "Маршрут года", всероссийского фестиваля-конкурса "Туристический сувенир" Геннадий Шаталов. - Мы начинаем формировать рынок именно туристических сувениров, а не просто сувениров, и стартуем с не самой удобной позиции, но мы живем в великой стране, у которой огромный потенциал. Это не значит, что мы должны за ближайшие годы завоевать весь рынок - конечно, нет, надо быть реалистами. Но даже несколько процентов этого рынка - это хорошие деньги. А если мы не будем участвовать в этой борьбе, мы и сто процентов рынка отдадим, учитывая агрессивную рекламную и продажную политику производителей из КНР.
По словам Геннадия Шаталова, "мы должны понимать, что у нас есть что показать и есть что продать". Появившаяся конкурсная площадка как раз и дала возможность это сделать.
- Наконец-то мы встретились не в рамках только профессионального сообщества ремесленников, а с привлечением специалистов из туриндустрии, тех людей, которые знают потребности туристов, владеют информацией о туристической сфере, - продолжает Геннадий Шаталов. - Главное, что на этой площадке начался профессиональный диалог. Участники конкурса поняли, что надо двигаться, если хочешь иметь прибыль. Чтобы продавалась твоя продукция, надо соревноваться.
Причем в деле продвижения сувенира на рынке, как выяснилось, важна каждая мелочь. Точнее, в этом деле мелочей нет вообще. На конкурсе, например, выяснилось, что очень редкие производители туристических сувениров задумываются об их упаковке. А ведь туристу зачастую предстоит преодолеть до дома многие сотни километров, кроме того, он продолжает еще двигаться по маршруту, и вопрос сохранности сувенира для него немаловажен.
Кроме того, любой туристический сувенир, по мнению специалистов, должен быть "с историей", которую можно рассказать друзьям и родственникам по возвращении из поездки домой.
- Турист хочет приобрести не просто памятный сувенир, но памятную историю, - уверен Геннадий Шаталов. - Например, когда мы видим сувенир из музея Елабуги, мы понимаем, почему и откуда взялось выражение "ходить под мухой". Они представили рюмочку на высокой ножке, вмещающую всего 15 граммов. В музее есть оригинал этой рюмки далеких времен, которую называли "мухой", а это, естественно, реплика. Так вот, у этого сосуда такая история: когда на Руси появились первые трактиры, там всем входящим бесплатно наливали по 15 граммулек - такой маркетинговый ход. Некоторые умудрялись обходить по 15 - 20 трактиров и в каждом выпивали по этой рюмашке - отсюда и выражение "ходить под мухой". Этот сувенир пользуется огромным спросом и популярностью.
Кстати, эта "историческая" рюмочка получили гран-при в номинации "Сувенир музея" в средней ценовой категории.
Всероссийский конкурс "Туристический сувенир" станет ежегодным. В 2016 году финал конкурса пройдет тоже в Ярославле, в октябре.