Это вторые Дни российского кино в Чехии, и в этом году они проходят одновременно на трех площадках: в пражском кинотеатре "Atlas", в Российском центре науки и культуры в Праге, и в чешском киноархиве, где программу украшают картины из коллекции Госфильмофонда - "Скверный анекдот" Алова и Наумова, "Простой случай" Пудовкина, "Трудно быть богом" Германа и фильм Олега Ковалова "Эйзенштейн. Автобиография".
Для широкой публики в пражскую кинопрограмму российских дней вошли такие фильмы, как "Битва за Севастополь" Сергея Мокрицкого, "Конец прекрасной эпохи" Станислава Говорухина, "Солнечный удар" Никиты Михалкова, "Вий" Олега Степченко, "Развод по собственному желанию" Ильи Северова, "Две женщины" Веры Глаголевой, "А зори здесь тихие" Рената Давлетьярова, а также совместная итало-российская лента "Вставай и бейся" Стефано Лоренци, "Тайна четырех принцесс" Олега Штрома и из анимации - "Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни".
После показов уже состоялись творческие встречи с актрисой и режиссером Верой Глаголевой, режиссером и оператором Сергеем Мокрицким, продюсером Катериной Гечмен-Вальдек, актрисой и продюсером Надеждой Горшковой, писателем и сценаристом Аркадием Ининым, киноведом и режиссером Олегом Коваловым.
Сегодня в программе - "Трудно быть богом" Германа и "Солнечный удар" Михалкова.
Генеральный директор студии ТриТэ продюсер Леонид Верещагин представляет здесь фильм Никиты Михалкова; он рассказал о состоянии дел в российской киноиндустрии и о том, почему семь картин киностудии ТриТэ за последние двадцать лет, начиная с "Сибирского цирюльника", снимались в Чехии на знаменитой пражской "Barrandov Studios".
"В 90-е мы ехали в Прагу за опытом и за услугами"
- Кино объединяет людей, что всегда было важно и необходимо, а в сегодняшнее напряженное время, в котором мы живем, это вообще уникальная возможность пообщаться, увидеть и лучше понять друг друга. В контексте международный дней кино или фестивалей мы зачастую произносим дежурные слова благодарности в адрес всех тех, кто помог их организовать, но на самом деле это действительно сегодня героические люди, которые берут на себя всю ответственность и инициативу.
Лично для меня приезд сюда, в Прагу - это как приезд в родную кинематографию, - признался продюсер всех последних фильмов Никиты Михалкова, генеральный директор студии ТриТэ Леонид Верещагин. - Когда мы начали строить уже постсоветский кинематограф, то мы вдруг поняли, что совсем рядом с нашей страной есть страна с уже развитой киноиндустрией, потому что на протяжении последних двадцати пяти-тридцати лет они уже начали ее создавать здесь. И мы приехали в Прагу за помощью, за советами, за опытом и за услугами.
Ведь в девяностые годы у нас практически не было современного оборудования, кинематограф лежал на боку, и вот первой картиной, над которой мы здесь вместе с чешскими коллегами работали, стал "Сибирский цирюльник". Для России картина была очень важна в то время. А после этого мы еще семь картин вот за эти двадцать лет снимали в Чехии, и мы гордимся, что в титрах российских фильмов стоят имена наших коллег - чешских кинематографистов. Их мастерству и партнерству мы всегда отдавали дань уважения.
Русское кино в дайджесте
- В Праге отрадно наблюдать интерес к российским фильмам сегодня. Два слова о состоянии российского кино. Сегодня наша киноиндустрия производит - пользуясь данными 2014 года - 91 российский фильм в год, это то, что выходит в прокат.
В Советском Союзе производилось 150 фильмов, и после распада СССР, уже в постсоветской России, это достаточно большая цифра, - привел статистику Леонид Верещагин. - Фильмы в России снимаются при государственной поддержке. Поддержка эта совершенствуется, меняются ее формы и механизмы. И на сегодняшний день финансирование по линии государства происходит в министерстве культуры Российской Федерации и в Кинофонде - это разные организации, но они поддерживают кино. Чтобы был понятен объем поддержки - примерно это порядка трех миллиардов рублей на кинопроизводство, на сегодня это около 50 миллионов долларов.
В министерстве культуры поддержка осуществляется следующим образом: государство просто дает деньги на производство, это незначительные суммы, примерно 500-600 тысяч долларов. А в фонде кино большой конкурс и более сложная система выделения государственных денег: они даются на условиях сорокапроцентной возвратности. Важно, что государство дает лишь только часть денег - в среднем 50, максимум 60 процентов, а остальные продюсер должен или найти, или вложить собственные, - несмотря на то, что это культура, это и бизнес. Что еще важно - у нас же страна с населением 146 миллионов человек, и с культурой посещения кинотеатров. Поэтому совокупные сборы по Российской Федерации в 2014 году составили 46 миллиардов рублей. Это примерно миллиард двести долларов по тому курсу, который был в прошлом году. И усилия государства, которые прикладываются к развитию российского кино, принесли свои плоды, - доля российского кино последние несколько лет держится на отметке 18 процентов от общих сборов.
При этом мы работаем в открытой конкуренции со всеми мировыми фильмами, со всем мировым продуктом. Чтобы было понятно по количеству: иностранных фильмов, которые прокатывались в России в 2014 году, было примерно 385, а наших - 91. На сегодняшний день у нас 1200 кинотеатров, в которых 3 400 залов, и есть пять ведущих прокатных компаний, которые прокатывают и российское, и зарубежное кино, и покрывают примерно 90 процентов рынка.
Кадры из фильма "Трудно быть богом"