03.12.2015 16:13
Кинократия

"В сердце моря": разборки со стихией "по понятиям"

Текст:  Екатерина Сосновская
Фильм о резонансном крушении китобойного судна, ставшим основой для одного из самых значимых американских романов XIX столетия "Моби Дик", выходит в российский прокат 3 декабря.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "В сердце моря"

За двести лет мир изменился до неузнаваемости. Сегодня нам трудно представить существование без электричества и бензина, а в позапрошлом веке быт населения был невозможен без китового жира, который был основным источником освещения. Сегодня биржевые дельцы внимательно следят за котировками нефти, а тогда трудно добываемое прозрачное вещество возвышало одни фамилии над другими.

Дебютный фильм Виктора Демента: быть человеком никогда не поздно

Новая картина Рона Ховарда, обладателя "Оскара", подарившего миру "Игры разума" и "Аполлон-13", переносит нас в ту позабытую эпоху. Видно, наелся зритель "фабрики грез" всевозможными пиратами, раз кинематографисты обратили свои постмодернистские взоры на лишенную романтики и преисполненную тягот профессию китобоя.

В основу фильма легло одноименное документальное произведение американского писателя Натаниэля Филбрика, удостоенное в США Национальной книжной премии. Автор тщательно изучил события 1820 года, когда корабль "Эссекс" был потоплен огромным белым китом в экваториальных водах, а экипаж несколько месяцев пытался добраться до суши на трех вельботах практически без еды и пресной воды. Герман Мелвилл вдохновился этими событиями для написания своего знаменитого романа о белом ките.

В отличие от "Моби Дика" новый фильм Ховарда лишен львиной доли философской рефлексии, тем не менее выполненное в лучших традициях современной компьютерной графики зрелищное кинополотно зиждется на нескольких глубинных конфликтах. Первый из них - второстепенный в общем повествовании - конфликт человека с собственной совестью. С задачей изобразить его блестяще справился выдающийся ирландский актер Брендан Глисон, исполнивший роль последнего выжившего члена экипажа "Эссекса". Спустя несколько десятилетий после катастрофы он облегчает сердце, впервые рассказав подлинную историю бедствия молодому писателю Герману Мелвиллу в исполнении британца Бена Уишоу. Их знакомство открывает фильм и мгновенно погружает зрителя во временную эпоху и в атмосферу нелегких морских приключений, которые живы в памяти старого моряка.

Второй конфликт - между капитаном китобойного суда Поллардом-младшим и старшим помощником Чейзом - уже переносит зрителя в прошлое, когда "Эссекс" только готовится к отплытию от китобойной столицы Соединенных Штатов - острова Нантакет. Дело в том, что на атлантическом острове царит гегемония нескольких родов, которые заняты китобойным промыслом из поколения в поколение. Капитан Поллард как раз из такой семьи. Знатная фамилия дает право на кредит доверия, и уже в 29 лет молодой человек без особых заслуг и опыта возглавляет экипаж. Белоручку сыграл американский актер Бенджамин Уокер.

"Дипан": Шри-Ланка и Иль-дэ-Франс под бдительным взором Монтескье

Его оппонент - старпом Чейз - настоящий супергерой. Видимо, австралиец Крис Хемсворт не скоро избавится от этого амплуа после успешной роли в комиксах Marvel. Чейз - не островная фамилия. Офицерского звания он добился своими заслугами в китобойном деле, но его происхождение лишает его почета и уважения нантакетской знати.

Соперничество уважаемой фамилии и богатого мореходного опыта вскоре уступает место конфликту человека и природы, которую олицетворяет белый кит. Он в фильме мстит человеку за алчность. Отношения между двуногим царем суши и властелином морских пучин развиваются по праву силы, и конфликт исчерпывает себя только в тот момент, когда человек и кит встречаются взглядами и позволяют друг другу выжить, разойтись в разные стороны.

Закаленные мужские характеры в исполнении сильного мультинационального актерского состава по-голливудски гипертрофированы. И хотя это несколько смазывает психологическую драму, в кинотеатрах зрителей ждет красивое кино о настоящих мужчинах, которые даже перед лицом смерти не теряют чувства собственного достоинства и находят силы превозмочь себя ради того, чтобы выжить.

4.0

Рецензии