Она покрывает сейчас тротуары и дороги столицы края. Не проедешь и квартала - вымытый перед тем автомобиль в коричневом налете. Дойдешь до магазина - обувь в грязно-серых разводах и соляных кружевах". Причина все та же - дороги обрабатывают антигололедными препаратами и реагентами. Причем, судя по всему, делают это или неумело, или спустя рукава.
Дешево и сердито
"Фигура сеятеля", разбрасывающего плавным движением руки желтый песочек на дорожки, давно канула в лету. Подсыпка идет автоматически с помощью специальных прицепных бункеров - они и раскидывают песко-соляную смесь.
ПСС - это, как и следует из названия, элементарный двухкомпонентный реагент, призванный бороться с гололедом. Соль топит снег и лед, а песок повышает сцепление с дорогой.
Соотношение компонентов может варьироваться и зависит от погоды и местности. Основные показатели - это толщина льда и наката, температура воздуха, сила и направление ветра. Соль, кстати, обычая, каменная, которую хозяйки используют для засолки капусты, в составе смеси может быть и 10, и даже 50 процентов, но, как правило, коммунальщики используют три части соли и семь песка.
Преимущества подсыпки пескосолью ясны - это дешевизна, легкость в изготовлении, почти мгновенное действие. По данным "РГ", подрядные организации краевой столицы ежегодно заготавливают и высыпают за зиму на улицы Перми 67 тысяч тонн ПСС. А галита - это просто каменная соль - 32 тысячи тонн.
То есть, процедура обработки дорог и материалы стандартные, однако в предыдущие годы на улицах не было настолько грязно, как в текущем.
С оглядкой на погоду
Коммунальщики, на которых тут же с критикой обрушились горожане, развели руками - дескать, что ноябрь, что наступивший декабрь отмечены нехарактерной для региона погодой - то сильнейшие метели, то оттепели, то заморозки. И непонятно, чем посыпать дороги - одна смесь "работает" при одной температуре, другая - при другой. Отсюда и проблемы.
Дело в том, что песок, служащий основой для ПСС, содержит слишком много глины, да и сам по себе довольно мелок. В то время как для качественной смеси нужен крупный и просеянный. И если на улице относительно тепло, то смесь быстро топит лед, глина размокает и становится жидкой.
Наоборот, во время сильных морозов пескосоль может смерзаться в твердые и крупные глыбы. То есть, если подрядчики вовремя не проведут уборку, пермякам предлагается на выбор: скользить и падать на ледяных надолбах, шлепать по чавкающей грязи. Оба варианта грозят неприятностями. Первый - возможным переломом, второй - гарантированной "смертью" обуви.
Кстати, в самые сильные морозы улицы начинают посыпать чистой солью. Она буквально разъедает лед, превращая его в крошку, и дороги становятся вполне проходимыми и проезжаемыми. Но это до первой оттепели. Концентрированный раствор хлорида натрия вместе с прочими химикатами, попадающими на городские улицы, образуют очень агрессивную среду. Гниют автомобили, разваливается обувь, засоляются городские земли.
Дорогое удовольствие
Немало в свое время было сломано копий и по поводу использования гранитной и мраморной крошки. Если посыпать ею дороги и тротуары, то они действительно становятся удобными для перемещения, однако цена вопроса настолько велика, что "потянуть" такой "реагент" могут далеко не все. Даже с учетом того, что предлагается собирать его в конце зимы и использовать повторно.
Есть у крошки и серьезные минусы - она очень эффективно разрушает автомобильные покрышки, а если насыпать ее на "голый" асфальт, то коэффициент сцепления шины с дорогой резко упадет - автомобиль поедет на мраморе как на коньках.
Эксперты выступили "против" и еще по одной причине. Крошка очень быстро забьет ливневую канализацию и с наступлением лета Пермь просто утонет.
Жидкие и опасные
"От соли пора уходить", - с этим девизом дорожники и экологи идут уже не первое десятилетие, однако особого прорыва нет. В начале 2000-х был разработан жидкий препарат "Антиснег-1", показавший поразительные результаты.
Он топил огромное количество льда, не наносил вред кузовам машин, шинам, дороге, обуви. Но первые же испытания выявили неожиданный, но серьезный недостаток. Реагент, попадая на асфальт, начинает нестерпимо пахнуть уксусом.
Химики взялись за дальнейшие разработки. Следующие поколения препаратов были еще экологичней и дешевле "Антиснега". Их применяли и в Пермском крае. Но выяснилось, что хлористый кальций, заменивший хлорид натрия в этих смесях, имеет очень опасное свойство.
Если при низких температурах новые препараты работали отменно, то при температурах, близких к нулю, реагент образовывал на асфальте тонкую "масляную" пленку. Исследования показали, что из-за нее на скорости 40 километров в час тормозной путь автомобиля становился длиннее от полутора до трех раз.
Сегодня на дорогах региона используется раствор модифицированного хлористого кальция. Он эффективен при температурах до минус 35 градусов Цельсия и не позволяет образовываться гололеду и снежно-ледяным накатам.
Правда, водители обработку трасс этим реагентом не жалуют - по мнению многих, лучше ехать по ледяной, но чистой дороге, чем непрерывно поливать лобовое стекло "незамерзайкой", чтобы смыть летящую в воздухе грязь.
При этом среднестатистического пермяка абсолютно не интересует, кто, когда и чем посыпает дороги. Автомобилисты и пешеходы просто хотят, чтобы после каждого снегопада передвижение по краевой столице не походило на сафари.
Комментарий
Директор филиала ФКУ "Уралуправтодор" в Перми Андрей Даньшин:
- В свое время мы пользовались отличным препаратом "Кама", который производили в Соликамске. Это гранулированный материал на основе отходов магниевого производства, который прекрасно борется с накатом на дороге и легко убирается. Препарат себя показал очень хорошо и стоил дешево. Но потом производитель начал задирать цены и сам себя, можно сказать, угробил. Сегодня используется пескосоляная смесь. Но есть одно но - надо использовать чистый, без глины, песок определенной крупности. Но ведь все упирается в деньги, а крупный песок стоит дорого и добывается на юге края. Отсюда и жижа на дорогах. Ни и убирать надо, убирать. Что касается жидких реагентов, то они используются комплексно, с учетом погодных условий.