26.01.2012 23:29
    Поделиться

    Правила эксплуатации автотрасс в зимних условиях недостаточно эффективны

    Действующие правила эксплуатации автотрасс в зимних условиях недостаточно эффективны

    В последнее время едва ли не каждый снегопад превращается для крупных городов и федеральных транзитных трасс в стихийное бедствие. Дорожные службы оказываются не в состоянии оперативно вывезти с улиц и дорог тысячи кубометров снега из-за многокилометровых пробок и хаотично припаркованных машин. Содержание дорог зимой отъедает существенную часть дорожных бюджетов. Чтобы отладить процесс зимнего содержания дорог и внедрить современные технологии, нужно провести комплексное обновление устаревшей нормативной базы, а также создать федеральную службу метеорологического мониторинга и систему помощи на дорогах.

    Зимник в современном исполнении

    Во многих зарубежных странах с холодным климатом найдены весьма эффективные технологии зимней эксплуатации дорог, проверенные временем.

    Так, во многих европейских странах автотрассы с низкой интенсивностью движения зимой не чистят, а содержат под снежным накатом. Однако в России до сих пор снежный накат почти не применяется и считается уделом заполярных регионов и "медвежьих углов". Российские нормативные требования таковы, что дороги должны чиститься до асфальта, независимо от интенсивности движения и прочих обстоятельств. Но зачастую неосторожные дорожники разбивают полотно, которое начинает стремительно деформироваться. Возникает потребность сначала в ямочном, а затем и в капитальном ремонте магистралей. Колоссальные средства тратятся на антигололедные препараты (которые к тому же не всегда экологически безопасны).

    В понимании российских обывателей зимник - это нечто экстремальное. Например, участок дороги в каком-нибудь заполярном крае, который образуется из слоя укатанного снега, под которым может находиться твердое покрытие, но чаще - бездорожье. Технология создания такого зимника примитивна: сначала маршрут пробивается тракторами, затем утрамбовывается и разглаживается. В тундре зимники еще и поливают водой, которая замерзает и образует прочную поверхность. Водители рассказывают, что по зимникам удобнее передвигаться ночью: когда светло, небо сливается с дорогой и обочиной, не видно ни ям, ни поворотов, тогда как в темное время суток в свете фар все неровности отлично высвечиваются.

    Между тем за рубежом в понятие "зимняя дорога" вложено принципиально иное содержание. Например, финский зимник - обычная дорога высокого качества, но с низкой интенсивностью движения. Снежный покров формируется с помощью современной техники, затем разравнивается с повышением шероховатости, а весной быстро ликвидируется (при необходимости - с помощью реагентов). Во избежание скольжения на уплотненном покрове грейдерами нарезаются продольные бороздки, либо создается рифленая поверхность с помощью навесных катков или фрез. Чаще зимняя дорога просто отсыпается противогололедными материалами (песком, щебнем и пр.). После таяния снега дорожники убирают щебень промышленными пылесосами, сушат, запускают в повторный оборот (теряется лишь 10% материала). Считается, что снежный покров на дороге обеспечивает теплоизоляцию, позволяет сократить количество переходов через ноль (именно такие температурные колебания особенно разрушительны и опасны для дорог). Кроме того, при очистке трассы с применением тяжелой техники возникает риск повреждения полотна. Очистка дорог и химические способы борьбы с гололедом применяются преимущественно на дорогах с высокой интенсивностью движения: на второстепенных трассах такой способ не оправдан, поскольку требует значительного расхода реагентов. Именно по этим технологическим и экономическим соображениям в Суоми все автодороги с интенсивностью движения 350 автомобилей в сутки содержатся под снежным накатом. Всего на финские зимники приходится до 20% пробега транспортных средств.

    Экономично и безопасно

    Чтобы повысить эффективность зимнего содержания, часть российских дорог с невысокой интенсивностью движения тоже можно содержать накатом. По крайне мере в тех регионах, где в зимний период устойчивы отрицательные температуры. Конечно, зимники в Московском регионе - это нонсенс, поскольку температура зимой нестабильная, здесь без реагентов и механической очистки не обойтись.

    Росавтодор уже разрабатывает новые технические нормативы эксплуатации дорог с малой интенсивностью (до 1 тыс. автомобилей в сутки) в зимних условиях под снежным накатом. Новый формат согласовывается с ГИБДД. Разработаны изменения в ГОСТы, позволяющие применять уплотненный снежный покров, а также методические рекомендации, описывающие технологию его содержания. Допустимая толщина снежного покрова будет устанавливаться с учетом погодно-климатических условий. Планируется ввести ограничения скорости движения по зимникам.

    Специалисты уверены, что при соблюдении технологии уплотненный снежный покров позволит обеспечить безопасность движения, уменьшит скорость износа покрытия, снизит воздействие колес автомобиля на дорожную одежду, позволит сохранить теплофизические свойства грунта земляного полотна в весенний период, оптимизировать затраты на содержание дорог - в том числе за счет экономии расходов на реагенты, топливо.

    Кроме того, нуждаются в усовершенствовании процедуры механической очистки дорог. Сегодня они создают много проблем - как пользователям, так и дорожным службам, поскольку производятся без приостановки движения автотранспорта. Особенно неудобно чистить дороги в городской черте, когда крупногабаритной технике приходится лавировать между припаркованными автомобилями, протяженные отрезки остаются неубранными. Между тем во многих зарубежных странах после снегопада дороги на несколько часов закрываются, чтобы трафик не создавал помех дорожным службам.

    Также необходимо установить четкие правила безопасного движения грузового автотранспорта зимой: ввести ограничения на движение грузовых автомобилей на летней резине в зимний период, обязать владельцев большегрузов оснащать автомобили цепями противоскольжения. Сегодня многие водители грузовиков ведут себя безответственно и своим безрассудством ставят других людей в сложное положение. "Недавно на одной из федеральных трасс "КамАЗ" заглох на подъеме, в результате образовалась гигантская пробка. Никто его на буксир взять не мог, потому что он был тяжелогруженый, да еще и на летней резине. Несколько часов ждали тяжелую дорожную технику, которая через образовавшийся затор еле пробилась", - рассказывает один из дорожников. Между тем за рубежом неисправные автомобили оперативно убирают с проезжей части, а уже потом вызывают подмогу. Причем услуги буксировки платные. Возможно, аналогичную практику резонно внедрить и в нашей стране. Дорожно-эксплуатационные предприятия могли бы оказывать цивилизованные сервисные услуги и выписывать автомобилистам счет по твердым расценкам - ведь транспортные предприятия несут существенные издержки (альтруизм добродушных машинистов грейдеров в конечном счете приходится оплачивать налогоплательщикам).

    Превентивные меры

    Впрочем, для эффективного использования дорог со снежным накатом и внедрения прочих новшеств требуются не только современные технологии и стандарты, но и полноценная система мониторинга метеоусловий, а также эффективная обратная связь дорожных служб с участниками движения. Например, применительно к снежному покрову крайне важны устойчивые отрицательные температуры. Во избежание дорожно-транспортных происшествий в период повышения температуры дорожные службы должны, что называется, держать руку на пульсе и мгновенно убирать накат, предотвращая образование гололеда и прочие негативные явления.

    Система дорожного метеообеспечения является фундаментальной основой процесса содержания дорог за рубежом. Например, в США состояние погоды и дорожного покрытия отслеживают 50 тыс. датчиков, информация поступает в единую информационную систему, которая действует в 38 штатах. На каждые 7 км американских дорог приходится по метеостанции. "У нас создана система принятия решений по обслуживанию дорог. Она принимает прогнозы погоды, сведения о состоянии дорог, обрабатывает данные и выдает руководителям работ по техобслуживанию планы и рекомендации по обработке трасс", - рассказывает руководитель Федеральной дорожной администрации Департамента транспорта США Виктор Мендес.

    Система информирования о погодных условиях на финских дорогах объединяет 350 метеостанций, столько же дорожных камер, оптические датчики и датчики трения. Для долгосрочного прогнозирования используются данные радиолокационных станций, спутников. Метеорологические локаторы позволяют оперативно определять положение зоны осадков, направление и скорость их перемещения, количество выпавших осадков. Единая информационная система координирует действия диспетчеров и дорожных служб. У водителей есть возможность в реальном времени получать информацию о состоянии дорог, маршрутах объезда.

    По инициативе Росавтодора, федеральные трассы уже оснащаются метеостанциями - с датчиками в дорожном покрытии и бесконтактные (с лазерным приемо-передатчиком). Установлено 268 метеостанций из 1250 запланированных. Кроме того, дороги оборудуются системами видеоконтроля.

    Поделиться