- В "Я шагаю по Москве" все сошлось, - говорит народный артист России. - Поэтика Шпаликова, почерк Данелии, камера Юсова, музыка Петрова, свежий стиль жизни молодых героев Никиты Михалкова, Леши Локтева, Гали Польских... Он не стареет, потому что это фильм-impression, там нет социальной нагрузки и идеологической схемы, он как предчувствие любви, как первое дыхание. Каждое поколение пытается снять нечто подобное, и ничего не выходит. Данелия сказал как-то, что может все свои фильмы переснять, кроме "Я шагаю по Москве".
Профи в 20 лет
Вы после шедевра Данелии стали просто нарасхват...
Евгений Стеблов: ...а к 20 годам был уже, считай, профи в кино - четыре главных роли, одна локальная. Потом началась работа в театре, сначала "Ленком", потом по призыву - Театр Советской армии. Нагрузка была одно время просто безумная - помню, мы выпускали спектакль "Мастера времени, или Часовщик и курица", в котором я играл главную роль: утром прибегал из дома на поверку в свою команду...
Вы же были на срочной службе!
Евгений Стеблов: Ну конечно. Потом репетиция на огромной, тяжелейшей по звуку сцене Театра Советской армии, по-быстрому в столовую обедать, потом в машину и на съемку, и так каждый день. Я в том году даже попал в больницу с нервным срывом.
Оказалось, что быть актером физически рискованно.
Евгений Стеблов: Конечно. А еще в фильме "Перекличка" в 65-м мы с Никитой играли танкистов, и я уронил на пол танка боевой снаряд в 25 кг весом с капсюльным взрывателем. Не будь на полу ветоши...
Первые роли второго плана
Зато сегодня в кино вас практически не увидишь.
Евгений Стеблов: У меня больше нет романтического отношения к кино. Ведь сегодня разговор о любой кинопремьере начинается с того, сколько денег фильм собрал или может собрать. Я, конечно, тоже работал за деньги, но не ради них, это было важной, но не основной мотивацией.
А раньше была цензура.
Евгений Стеблов: Как выяснилось с годами, идеологический диктат легче диктата рубля. Режиссеры в советское время учились обходить идеологические рогатки, тем более что на одном уровне фильм могли закрыть, а на более высоком разрешить, как это случилось, скажем, с "Семнадцатью мгновениями весны" - и фильм выходил. Диктат рубля вариантов не оставляет, если картина снимается на частные деньги, на спонсора не повлияешь никак. Он вложился и не хочет потерять прибыль.
То есть изменились внутренние мотивы вашего участия в кино?
Евгений Стеблов: Стать звездой я не хотел никогда. Жажда славы была, но я ее удовлетворил рано, и появились мотивы к творческому поиску, раскрытию себя в разных ипостасях, в разных фильмах старался подавать себя по-разному, старался подниматься внутри себя на новую ступень.
Отец Обломова, доктор Мортимер в "Собаке Баскервилей", режиссер в "Дне выборов" - у вас в зрелом возрасте в кино стало меньше главных ролей. Правда, все эти персонажи, как один , углубляют смыслы картин, в которых вы участвуете.
Евгений Стеблов: Дело в том, что артист складывается из лицедейского дара и личностного начала. Если человеку нечего предъявить от себя, ему лучше не идти в профессию. Тот же Обломов - это была абсолютно моя роль, я натура созерцательная, как и Илья Ильич. Но я не подходил для роли внешне (а Олег Павлович подходил!), но то, что я играл его отца-созерцателя, действительно работало на усиление образа Обломова.
На то самое углубление темы.
Евгений Стеблов: Я давно считаю, что актер - настоящий автор своих ролей, он их вместе с режиссером пишет, выстраивает. С режиссерами, с которыми ты сотрудничаешь, идет настоящее строительство здания роли - камень на камень, кирпич на кирпич. Или назовите это игрой в четыре руки.
А почему у вас практически нет отрицательных персонажей?
Евгений Стеблов: А мне неинтересно культивировать патологию, зло. Ведь цель актера - через создание образа созидание себя.
О духовном росте
Каким ролям вы больше уделяете времени сегодня - роли преподавателя, литератора, зампреда СТД, театральным ролям?
Евгений Стеблов: В театре Моссовета в конце января мы выпустим на сцене "Под крышей" "Не все коту масленица" Островского, я там купец Ахов, один из главных героев. Пока играю в театре только "Свадьбу Кречинского" - и 13 декабря на спектакле меня будут чествовать. В кино сейчас ничего серьезного не предлагают .
Зато ваша вторая книга "Против кого дружите?" уже четыре раза переиздана...
Евгений Стеблов: Переиздана, по просьбе издательства дополнена. Писать для меня сейчас самое, наверное, гармоничное занятие. В актерской работе все же много насилия над собой, над своими внутренними состояниями - как бы себя ни чувствовал, ты должен сыграть заданную ролью эмоциональную партитуру. Но хочу сказать, что вся работа - в театре, литературе, педагогике, СТД - для меня сейчас второе. Не вторично, но второе. С годами я понял, что для человека главное не карьерный рост, а духовный. Будет он, и все остальное приложится.
С сыном, иноком одного из северных монастырей, общаетесь?
Евгений Стеблов: Мы видимся раз в год, иногда чаще. Время от времени монастырь устраивает в разных регионах религиозно-просветительские концерты, в которых Сережа участвует, участвую в них по приглашению монастыря и я. Он прекрасный актер и режиссер, его уход стал, конечно, потерей для искусства. Иногда мы созваниваемся.
Советуетесь с ним о чем-нибудь?
Евгений Стеблов: Бывает. И знаете, хотя житейски я и поопытнее, иной раз чувствую себя в разговоре с сыном, как на исповеди.
По соседству с нашим домом на Первой Мещанской стоял дом, где жили сотрудники НКВД, и мы там часто видели "черные вороны", и для нас, маленьких, это было обыденно. Как и то, что пирожника, жившего на заднем дворе, то брали, то выпускали. C Высоцким мы жили рядом, но в разных домах, не общались (он был на 8 лет старше), и в его ранних песнях я узнаю хулиганскую атмосферу нашего двора. У нас была коммуналка со всеми ее прелестями - с драками, с кухонными скандалами. И на ее кухню, на люди, мой дед, потомственный дворянин Виктор Павлович Стеблов, всегда выходил при полном параде, в галстуке.
На днях рождения другой мой дед, Боря, вставал рядом с роялем и пел арии - он до революции учился оперному пению в Италии. Это все тоже было абсолютно привычно - я и сейчас на домашнем уровне могу что-нибудь сыграть на пианино.
Актриса Нина Русланова отмечает 70-летний юбилей.
Правда, дата эта условная. Нина росла в детдоме и сама "назначила" себе дату рождения, а фамилию ей дали в честь известной певицы. Кинокарьеру Нина начала в 1969 г. с "Коротких встреч" Киры Муратовой, а из приглашавших ее театров выбрала Вахтанговский, где проработала 15 лет. В кино Русланова сыграла больше ста ролей, самые заметные среди них - в лентах "Зимняя вишня", "Афоня", "Завтра была война", "Мой друг Иван Лапшин".