Принципиальное решение принял Верховный суд РФ, отменивший принятый еще в 2005 году региональный закон о спецпенсиях региональных чиновников высшего звена.
Это прецедент, который может иметь далеко идущие последствия. Практически во всех субъектах РФ такие чиновники имеют существенные льготы по пенсионному обеспечению, рассказал "РГ" проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Александр Сафонов. На это регионы имеют полное право. Однако по федеральному закону расходы на аппарат могут быть ограничены, если регион - дотационный. Таковых в России подавляющее большинство, а донорами остаются только 8, включая Тюменскую область с двумя автономными округами.
Следовательно, теперь может быть инициирована отмена через суд льготных пенсий для региональных чиновников высшего звена практически повсеместно. Тем более что экономическая ситуация обязывает.
Но поскольку проблема носит системный характер, лучше поправками в закон о госслужбе установить единые тарифы на оплату труда и пенсии федеральным и региональным госслужащим, считает Александр Сафонов. В странах ЕС, например, существует четкая иерархия: в центральных органах власти чиновник по определению не может получать меньше своего визави на местах, и наоборот. Сейчас же все субъекты РФ устанавливают для региональных госслужащих системы денежного содержания и социальных гарантий, включая льготные путевки, медобслуживание, предоставление квартир. "В результате были случаи, когда регион - абсолютно дотационный, а пенсии у руководителей - чуть ли не по миллиону рублей, то есть даже больше, чем у высших федеральных чиновников, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации", - говорит Александр Сафонов.
Развивать корпоративные пенсионные системы специально для чиновников просто неэтично и неприлично, считает советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Олег Колобаев. Другое дело - вводить их для врачей и учителей региона, в пример эксперт ставит Ханты-Мансийский АО, где окружной негосударственный пенсионный фонд выплачивает бюджетным работникам "вторую" пенсию. В этом году ее получали 180 тысяч человек, средний размер прибавки - 1187 рублей. Конечно, в ХМАО нефть, но еще несколько регионов теоретически способны на нечто подобное. Тем более что опыта по развитию корпоративных пенсионных систем в России накоплено достаточно.
По данным за первые девять месяцев этого года, в целом по России в таких системах состояли 6,1 миллиона человек, из них получали корпоративную пенсию 1,59 миллиона человек. В основном это сотрудники РЖД, нефтегазовых компаний, крупных предприятий металлургии и оборонно-промышленного комплекса. Средний размер прибавки - 2585 рублей, что меньше, чем в прошлом году. Но у этой усредненной картины есть жизнеутверждающие детали - это фонды, "заточенные" под топ-менеджмент. У них действующих "пенсионеров", которым уже идут выплаты, можно пересчитать по пальцам. По отчетности Центробанка, корпоративные пенсии этих баловней судьбы составляли в текущем году до миллиона рублей. В месяц! Но это дело компаний и их акционеров.
А брянской историей уже заинтересовались прокуроры из других регионов, рассказал "РГ" прокурор Брянской области Александр Войтович. К нему обратились представители "Единой России" и ОНФ, которые сообщили о подозрительно крупных "парашютах" для бывших областных начальников. "Мы долго добивались, чтобы суд с нами согласился, - рассказала "РГ" прокурор отдела областной прокуратуры Наталья Богданова. - Однако в областном суде решили, что несправедливые нормы не противоречат законодательству, поскольку бюджет области принимался как бездефицитный. Мы же ссылались на несбалансированность бюджета и на его фактический дефицит".
После того как Верховный суд признал региональный закон о пенсиях чиновникам отмененным, в областной Думе, по словам Александра Войтовича, был траур: "Разве что черную ленточку не вывесили. Но это только начало работы, - говорит прокурор. - Схожие положения о выплатах есть и в муниципальных образованиях - например, в городе Брянске".
С помощью корпоративной пенсии можно решать самые разные задачи - от удержания и повышения лояльности ценных работников на службе до форсированного обновления кадров. Зависит от "настройки" этого инструмента работодателем. По факту подходит он только крупным компаниям.
Для корпоративных пенсионных программ действуют налоговые льготы: взносы работодателя уменьшают базу по налогу на прибыль, с них не уплачиваются социальные страховые взносы, работники не выплачивают НДФЛ со своей части взносов. Но с уже назначенных корпоративных пенсий, в отличие от государственной пенсии, взимается НДФЛ. Попытки НПФ добиться налогового вычета, который бы покрывал небольшие пенсии, пока безуспешны. Кроме того, НПФ не могут договориться между собой о создании фонда, гарантирующего сохранность взносов на корпоративные пенсии. А с тем, как уберечь их от инфляции, те же проблемы, что и с накоплениями в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Поэтому в последнее время негосударственное пенсионное обеспечение в России стагнирует.