08.12.2015 11:01
Общество

Что мешает развиваться юным гениям Смоленска

В Смоленске не используют уникальные возможности для развития креативной молодежи
Текст:  Дмитрий Раичев (Смоленск)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №277 (6848)
Федеральные инициативы, направленные на развитие креативной молодежи, порой тонут в регионах, сталкиваясь с безразличием чиновников от образования. Примером может служить смоленский Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), созданный при финансовой поддержке минэкономразвития РФ и администрации региона около полутора лет назад.
Читать на сайте RG.RU

Аналогичные структуры возникают по всей России с 2012 года. Речь идет о площадках, оснащенных комплектом оборудования и специализированного программного обеспечения для цифрового производства, где можно создавать прототипы различных изделий и устройств, реализовывать интересные идеи и заниматься техническим творчеством. Смоленский центр выделяется на общем фоне тем, что создан не при учебном заведении и не как бюджетное учреждение дополнительного образования, а как подразделение частной научно-производственной компании, выигравшей объявленный администрацией региона конкурс и получившей соответствующую субсидию.

Зайдя в ЦМИТ, корреспондент "РГ" не увидел там взъерошенных юных гениев, силой разума взламывающих законы мироздания, которых так любили изображать в произведениях о прекрасном будущем братья Стругацкие. Собственно, в этот вечер кроме нескольких сотрудников в центре были только два мальчика лет десяти и президент Федерации судомодельного спорта Смоленской области Михаил Басин, учивший ребят правильно клеить модели кораблей. 3D-принтер и другое уникальное оборудование бездействовало.

В Калуге придумали, как снять с детей "литературные оковы"

Как рассказал руководитель центра Евгений Федоров, в настоящее время его постоянно посещают 15 школьников. Было больше, но многие отсеялись - и не из-за дефицита идей. Хороший пример: как-то в центре появился мальчик, заявивший, что ему нужен jetbag - реактивный рюкзак, чтобы за две минуты добираться из дома до школы. "Давай ты сначала разберешься с устройством таких двигателей, почитаешь книжки, а когда у тебя сложится готовая идея, как этот рюкзак будет работать, приходи, и мы начнем делать прототип", - сказали ему в центре. И больше тот не появлялся. А вот Даниле Силакову в центре нравится все. Сейчас он строит свой первый корабль с двигателем - модель линкора "Тирпиц". Говорит, научился работать надфилями, резаками, правильно клеить.

Сейчас центр работает в двух направлениях - авиа- и судомоделирование. В ближайшее время появится группа, которая займется электроникой и робототехникой. Почему складывается именно такая специфика? Потому что в центр пришли люди, готовые тратить личное время на работу с детьми и не только увлекать их собственным хобби, но и передавать знания.

- Нынешние городские дети привыкли, что стоит нажать иконку на экране, как откроется приложение и сразу все завертится, - объясняет Евгений. - И когда они понимают, что здесь, чтобы добиться результата, придется и теорией позаниматься, и научиться клеить, и освоить компьютерные программы, что займет это все несколько месяцев, им становится скучно, они уходят. Вообще, городские дети очень заняты. И не столько учебой, сколько различными развлечениями. Ребенку просто некогда мечтать!

Но дело не только в детях. В самом начале работы центра Евгений Федоров лично поговорил с завучами по внеклассной работе всех смоленских школ: пригласил их с детьми на экскурсии, будучи готов посвятить этому столько времени, сколько потребуется. Откликнулись только два заведения… Руководитель ЦМИТ пробовал разговаривать с городскими чиновниками от образования, но те представляют себе центр чем-то вроде традиционного учебно-производственного комбината. Что такое 3D-принтер, они и не знают. Квинтэссенцией этого "взаимодействия" стала недавняя конгресс-выставка системы профобразования "Профессиональная образовательная организация: территория эффективного партнерства", в рамках которой организовали общение руководства ЦМИТ с директорами школ. После презентации Евгений спросил, кто бы хотел сотрудничать с центром. Поднялось примерно десять рук, однако по завершении разговора за визиткой к нему так никто и не подошел.

"Городские дети очень заняты. И не столько учебой, сколько развлечениями. Ребенку просто некогда мечтать!"

При этом исключительная ценность центра для молодежи не вызывает сомнений даже на столь безотрадном фоне. Например, два постоянных посетителя центра - старшеклассники - приняли твердое решение посвятить себя авиастроению и поступить в профильный вуз. Это называется профориентацией, о которой много говорят, но которой мало занимаются. Еще пример: в центре помогли смоленскому студенту, решившему участвовать в престижном федеральном конкурсе научно-технического творчества молодежи (НТТМ) с оригинальным проектом быстровозводимого мобильного здания, изготовив прекрасный макет. Перед конкурсной комиссией парень выглядел основательно: одно дело показывать картинки на бумаге и совсем другое - представить полноценный макет.

Тверских подростков научат летать

Еще один интересный проект реализовали со студентами местного госуниверситета, которые получили задание разработать конструкторы с оригинальным сочленением деталей для развития мелкой моторики у воспитанников коррекционной школы-интерната. В общей сложности в центре сделали 18 (!) конструкторов, различающихся не только типом соединения деталей, но и материалом (в одном детали трех цветов, в другом - полностью прозрачные, и так далее). И каждый - в собственной оригинальной упаковке, словно из магазина. Это, что ни говори, результат. Однако и со студентами, на самом деле, складывается не очень. Потенциальные клиенты - те, кто связан с инженерным черчением, графическим и другими видами дизайна, - в очередь у дверей ЦМИТ на выстраиваются.

- Одним из направлений, которое в России официально признано перспективным, является мехатроника, то есть объединение механики и электроники, - говорит Евгений Федоров. - Наши возможности и опыт в этой сфере весьма полезны для студентов. Но, к сожалению, нет человека, который заинтересовал бы их этой специализацией, а сами молодые люди не воспринимают ее как будущую профессию.

Кстати, центр реализовал уже как минимум два коммерческих проекта. Однако в его работе больше всего поражает… безразличие чиновников, хотя ЦМИТ - детище нынешней администрации Смоленской области и один из примеров успешной реализации проекта, на который выделили средства федерального бюджета.

Прямая речь

Сергей Картошкин, замначальника департамента Смоленской области по образованию науке и делам молодежи:

- К сожалению, директорам школ неинтересно заниматься робототехникой, прототипированием и так далее. "Вот когда нам объяснят, что должно быть на выходе, и начнут спрашивать за эту работу, особенно с помощью надбавок, тогда я буду этим заниматься!" - говорят они вполне откровенно. Приказать городскому управлению образования отдать соответствующие распоряжения мы не можем. Но 22 сентября вышло поручение президента, где прописана реализация этого вопроса, есть соглашение между областью и Союзом Worldskills Russia, и теперь мы добьемся, чтобы отношение руководства школ изменилось. В ЦМИТ есть специалисты, а главное - оборудование, которым не располагает ни одна смоленская школа. Возможности для молодежи он представляет уникальные.

Образование Смоленск Центральная Россия